четверг, 11 ноября 2010 г.

БУМАЖНЫЕ КОРАБЛИКИ ДЕТСТВА


«Бумажные кораблики детства»
(компиляция из пьес Евгения Гришковца)
Впереди длинный- длинный день.
Впереди длинная-длинная жизнь.
Позади – детство.
На сцене стоят кубы разной высоты и габаритов. Посередине – экран.
Занавес медленно открывается.
На экране – большой белый корабль
ТРЕК 1 Фонограмма - «Pink Floyd» - «Julia Dream»
Выходят ребята с бумажными корабликами в руках
Тимур: Я отлично понимаю, что это очень избитый и пошлый образ.
Все смотрят на Тимура
Мол, какие бы ни были большие корабли, но с точки зрения… (указывает рукой неопределенно вверх). И спустя много лет… Все наши свершения, все наши дела… Какими бы они ни были… Выглядят, как вот такие бумажные кораблики.
Все показывают свои кораблики
А что может быть наивнее и беззащитнее бумажных корабликов. И, дескать, все те стальные монстры и чудеса техники столетней давности, выглядят вот так. Банально! Пошло! (разводит руками) Все понятно.
Все: Бумажные кораблики детства! (одновременно вразнобой)
Тимур: И только бумажные кораблики детства – наши с вами воспоминания с возрастом превращаются вот в такие корабли. (показывает на большой белый корабль на экране)
ТРЕК 2 Фонограмма - «Pink Floyd» - «Julia Dream» (продолжение)
Ребята ставят кораблики на авансцену и встают спиной к залу
Андрей: Однажды с родителями я плыл на корабле и видел, как идет снег в море. У меня было странное ощущение по поводу этого. Я не сразу разобрался, что же меня беспокоит, а потом сообразил… Мне было жалко снег.
ТРЕК 3 Фонограмма – Jacques Loussier De min conc
Снег падал большими хлопьями и сразу исчезал. Он даже не таял, не превращался в жижу на асфальте. Нет. Он просто падал в море и исчезал. Сразу. А еще, этого никто не видел. Никто не видел этого снегопада. Этого бесконечного разнообразия миллионов снежинок и причудливых траекторий их падения. Снег исчезал ни для кого. И только некоторые снежинки могли немного полежать на палубе нашего корабля. Немного полежать и растаять на палубе… Я боюсь. Чего? – спросите вы. Что моя жизнь пройдет незаметно, как этот снег?
ТРЕК 3 Фонограмма – Jacques Loussier Allegro cначала
На экране – слово СТЫД
СВЕТ – луч «пистолета»
Все собираются в центре
Жора: Бывают такие моменты, когда, например, чистишь зубы перед зеркалом, не торопишься или моешься в ванне или под душем, тоже не торопишься - все хорошо.
И вдруг вспомнится такое…, отчего станет так стыдно…, так ужасно стыдно…, хоть это и случилось с тобой еще в начальной школе. Вспомнится какая-нибудь ложь… глупая…, или как ты изворачивался глупо…. Все уже понятно, а ты изворачиваешься. Или еще что-нибудь гадкое, но такое, о чем уже никто не помнит, да и ты не помнишь, а оно вдруг всплыло. И станет так стыдно, так стыдно, что захочется вот так съежиться, скрючиться, чтобы как можно меньше занимать места в пространстве.
На экране – слово ОБИДА
ТРЕК 4 Фонограмма – Jacques Loussier Allegro2
Говорит, стоя в центре среди ребят, затем его начинают «перебрасывать» из рук в руки
Маша: Или что-то тебя мучает, кто-то обидел… обидел сильно, и ты так лежишь, ночью, пытаешься уснуть и так точно представляешь себе, как завтра ты обидчику все скажешь. И ты уже говоришь, а он - отвечает, а у тебя так ловко получается ему ввернуть нужное, точное слово и… засыпаешь уже под утро, всего минут на сорок, потом будильник…
ТРЕК 5 Фонограмма – резкий аккорд
Почти падает с рук
Всего сорок минут, и все… все куда-то делось…умные нужные слова куда-то делись…
Ребята расходятся по сцене
На экране – КОГДА ТЕБЕ НЕ ВЕРЯТ
Все: Когда тебе не верят
СВЕТ – рассеянный свет
Никита: (зло) Вот, например, приходишь домой чуть позднее, чем обещал, в смысле - обещал прийти в девять, а пришел в одиннадцать: не позвонил, не предупредил, ну вот, заходишь, начинаешь извиняться, ну, мол.… А тебе говорят: "О, да ты еще и выпил, да ты пьян". А ты не пил, то есть вообще! И говоришь: "Да нет, мамочка, Бог с тобой, я не пил…" - и тому подобное. И вдруг ловишь себя на мысли, четко понимаешь, что ведешь себя как пьяный, то есть, чем больше ты оправдываешься, чем больше возмущаешься - тем больше ты похож на пьяного, причем ты уже и сам это понимаешь, но все равно поделать ничего нельзя. "Ну, признайся, что выпил, да и иди спать, чего надрываться-то", - говорят. "Да не пил я, не пил…" - сквозь зубы процедишь, махнешь рукой и пойдешь, действительно, спать, а чего еще делать-то. И обижаться не на кого, потому что точно, как пьяный…
Проходит мимо парней, они пожимают руку, кто-то просто дотрагивается до плеча.
СВЕТ – полный свет на сцене
Тимур: А меня мама любит. Тут как-то анализировать не приходится – она меня любит, я её люблю. Что тут не понять? Причем любила раньше, любит сейчас и на перспективу. Причем любит меня такого, какой я есть – с такими руками, с таким лицом, с таким голосом. Тут собственно на кого пенять-то? Ну, допустим, она меня любит всего целиком. Но я вот сижу дома, например, подстригаю ногти. Состриг ногти, собрал и понес их выбрасывать, но не заметил, как один упал и остался лежать на полу… и он маме уже не нравится! Хотя, что здесь случилось? Ведь еще минуту назад это был я, который целиком нравился. И самое удивительное, что мне тоже не нравится, если я сомневаюсь, что это мой. А чей это может быть собственно ноготь? Только ноготь какого-то родного человека, с которым я вместе живу, которого я тоже целиком люблю. Трудно же себе представить, что какой-то гадкий человек пришел ко мне домой и подстриг свои ногти, но не нравится и не приятно брать в руки.
ТРЕК № 6 Фонограмма – «Roots Manuva» - «Witness Dub»
Миша: Мы вот сейчас говорим и я понимаю, что нужно говорить не так. То есть мы говорим, перескакивая с одного на другое, чего-то уточняя, растолковывая…Я заранее знал, что… рассказать не смогу. Заранее понимал, что ничего не получится.
Забирает свой кораблик.
Все оборачиваются к нему. Расходятся. Садятся.
Аня: Не рассказывай. У тебя есть право молчания, если это касается твоих воспоминаний…
ТРЕК № 6 Фонограмма – «Roots Manuva» - «Witness Dub»
На экране – 1 СЕНТЯБРЯ
Виталий: А я не могу смотреть, как ведут в школу 1 сентября первоклассников. Это просто ужасное зрелище. Нарядная мама ведет чистенького, в новом костюмчике, еще не школьника, еще… маленького такого мальчика. Тот не вихляется, он несет букет срезанных бабушкой на даче цветов, которая еще вчера плакала, дескать, вот как время бежит, вот наш Сашенька уже и в школу…. А он идет с этими цветами, глаза без выражения, и чего-то там себе соображает. Вот приводят его к школе, там много людей, первый звонок. И там его оставляют…. Учительница первая моя…. Алевтина Петровна или Зинаида Николаевна…. А потом мальчик приходит из школы… такой странный… Родители спрашивают:
Все: "Ну, как?"
А чего "как"? (Это не мальчик говорит, это - я говорю.) Чего "как"? Да точно так же! В точности. Вы же там САМИ были. Вы же сами ТАМ были…. Так что не надо…. Знаете же…
ТРЕК 7 Фонограмма – «Roots Manuva» - «Witness Dub»
Андрей: Ты такой маленький, ты спишь, воскресенье, зима. Уже половина двенадцатого, скоро полдень, а ты спишь и не спишь - слушаешь, бабушка говорит: "Нет, пора его будить уже". Она идет, отдергивает одеяло и гладит тебя по спине, а у бабушки рука шершавая - ты весь извиваешься. Ведь у тебя такая спина…, такая спина…, и руки такие, и весь ты такой…, сам понимаешь – красивый, то есть, все родственники восхищаются…Все родственники восхищаются: «Какой он у нас красавец!» Это потом ты удивишься, взглянув в зеркало: "О..о.., вот это я?" То есть все "Я" выглядит вот так. Нее..е..ет.
ТРЕК 8 Фонограмма – «Roots Manuva» - «Witness Dub»
На экране – КОГДА ТЕБЯ ПРЕДАЮТ
СВЕТ – только на авансцене
Женя: Помните стихотворение про Зайку? Ну, зайку бросила хозяйка…Так это не просто шедевр поэзии, это просто поэма жизни.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Хозяйка бросила. А он не смог слезть, не смог… Заяц не смог слезть со скамьи! Это же смешно! Да он гордо остался там сидеть. И промок не только от дождя, и даже не столько от дождя, сколько от слез. Но заплакал только под дождем, чтобы никто не увидел его слез… Чтобы никто не увидел слез…
На экране – МУЖЧИНЫ НЕ ПЛАЧУТ?
ТРЕК 8 Фонограмма – «Roots Manuva» - «Witness Dub»
Жора: Вот скажи мне, пожалуйста, ты "Тараса Бульбу" читал?
Алик: Ну. (из зала)
Жора: Чего ты помнишь?
Алик: " А поворотись-ка, сынку…" помню.
Жора: "Какой ты смешной…", да?
Алик: Кто?
Жора: А..а.. (махает рукой.) Ты сам. "Тараса Бульбу" чи-тал?
Алик: С ума сошел?! По программе… в школе… делать мне было нечего!…
Жора: А вещь хорошая - "Тарас Бульба". Только после школы это не читают. Все, что в школе по программе проходим, - все, капец! Никто этого после школы не читает. Все - "это великая, там, классика, это… оо"… и все! Кто читает "Отцы и дети" после школы или… "Сердце Данко"? Да никто, никто!
Алик: А я и в школе это не читал.
Жора: Да я тоже… иногда… кусочек для урока…, вот получается, значит, вообще эту классику не читают, вообще. Во!…… А я вот перечитал случайно, делать было нечего, и попалась мне на глаза книжечка, валялась - "Тарас Бульба". Детская книжка. Я ее перечитал…, я, поверишь - нет, плакал, понял. Это такая книга… такая книга…. Я ее читал… как тебе сказать… там момент такой есть: он свою люльку любимую потерял. Ну, люлька - это такая штука - ну, трубка, чтобы курить, она у него была давно, любимая люлька. И понятно было, что, если он вернется - все, его схватят. А он поехал за ней. И мне было так страшно. По-настоящему! Как когда фильм ужасов смотришь. Там кто-нибудь идет, в фильме, по темному коридору, а вокруг какие-то двери… и музыка специальная, и ты знаешь, что щас кто-то выскочит или Фредди Крюгер появится, знаешь, а это всегда получается неожиданно. И смотришь сквозь пальцы или уйдешь на кухню и оттуда выглядываешь, а все равно смотришь - ну страшно потому что. И вот так же "Тарас Бульба". Я боюсь, я знаю, что он погибнет: картинку помню в учебнике, как Бульба у дерева горит. И оторваться не могу. Классная книга. А кому скажешь - смеются. Ну, действительно: "Чего читаешь?" - "Тараса Бульбу." - "Ха-ха-ха!"
Женя: А я, если мне кто-то скажет - на вот, прочти или, там, посмотри - это здорово, я уже не хочу… Я хочу сама понять и разобраться… Я вот куплю книжку… ну, например,… "Горячая желчь" или "Липкая тень". Сама пойму, что дрянь. Но сама! И кому-нибудь на день рождения подарю.
Маша: Я о другом,… все хорошие книги, все эти великие…, когда мы захотим их прочитать, мы уже знаем, как они закончатся, либо в школе, либо кино, либо как-то иначе. Вот кто читал "Анну Каренину"? Да никто! Кто станет читать вот такую толстую книгу, вот такую (показывает), когда знает, что в конце главная героиня… ну, понятно…под поезд бросится… А это же хорошие книги. Очень хорошие…
Все идут навстречу Мише, обрачиваются, смотрят на него
ТРЕК 9 Фонограмма – Xploding Plastix
На экране – слово СТРАХ
Однажды папа напугал меня пиявками на всю жизнь. Мы зашли в аптеку, мне было лет семь, и конечно мое внимание привлекли пиявки, которые красиво плавали в большой стеклянной банке. Видимо, я к тому моменту сильно допек отца какими-то своими разговорами и вопросами.
— Вот, посмотри — это пиявки, — сказал он, - если будешь много болтать, я куплю тебе пиявку.
Я очень удивился и недоумевал.
— Знай, — продолжил папа — пиявки пьют кровь. Вот сейчас они такие тоненькие, а если она к тебе присосется, станет толстая-толстая. Вот я куплю тебе такую, если будешь болтать все время, посажу тебе на язык, она высосет кровь из языка, язык станет тоненький-тоненький, и ты не сможешь говорить. То есть, говорить-то ты будешь, но тебя не будет слышно.
Все: А это больно?
— А как ты думаешь? Это больно, когда из тебя кровь высасывают? Конечно, больно!
Папа потом извинялся, просил прощения, говорил, что это совершенно не больно, и что он пошутил. Но дело было сделано. Я рыдал до изнеможения, и ужас перед этими существами навсегда укоренился в моем сердце и сознании.
Все встают и стоят ровно, как мишени, повторяют движения за Антоном.
ТРЕК 10 Фонограмма – группа «Xploding Plastix»
Антон: То, что я сейчас сделаю, никого не должно обидеть или оскорбить. Потому что я никого не хочу ни обидеть, ни оскорбить. Просто мне нужно объяснить… Но не просто объяснить, а чтобы стало понятно! Для этого мне нужно раздеться. Но раздеться не донага,… но а так раздеться…
ТРЕК 11 Фонограмма - «Joe Cocker» - «You Can Leave»
Нет! Раздеться не для того, чтобы, ну, чтобы… ну…, ну, понятно…, а чтобы про устройство рассказать… Я останусь в белье…у меня вполне приличное белье. В общем, одну секундочку… Я сейчас.
Быстро раздевается, остается в трусах. Поднимается на уровень выше, чем остальные.
СВЕТ – луч «пистолета» на раздевание
ТРЕК 12 Фонограмма – барабанная дробь
На экране – анатомическая схема человека. Антон показывает на неё.
СВЕТ – полная темнота
И с этим ведь ничего не поделаешь. С этим ведь как-то нужно жить.
СВЕТ - свет прибавляется
Только ведь для чего я знаю, что это вот так? Для чего? Вы что думаете, что всё это я, что ли? Ну вот…вот например, лечили мне зуб, не долечили, сказали – завтра придешь. И оставили дырку, и язык все время туда лезет. А язык-то ведь я. Я говорю языку: «Хватит уже, достаточно. Всё. Не лезь!» А он лезет. Или щелкаешь семечки или ешь чипсы и говоришь себе: «Уже достаточно. Уже вполне достаточно». И откладываешь пакет в сторонку. И как-то разговорился с кем-то и рука сама так раз и…в рот. Или вот… у меня такие вот легкие, я ими дышу. Они состоят из таких вот пузырьков, я через горло вдыхаю воздух. Вот это у меня желудок, вот здесь. (Показывает на схеме, потом на себе.) Вот это вот печень, вот это кишечник, вот тут у меня в животе очень много длинных таких кишок. Вот это кровеносные сосуды, вот так вот я ем, …еда по пищеводу попадает в желудок, потом дальше, дальше… Печень и почки тут что-то делают, …потом кишечник, ну, …и пища потом выходит, …ну, …понятно. Вот, в смысле, так вот все и происходит… во мне…
Небольшая пауза. Подходит к авансцене.
И вот как к этому относиться ко всему? Ведь я же понимаю, что во мне всего этого (показывает на схему) полным-полно, и что? Ну что с этим делать! Так оно устроено. Причем я оттуда только получаю сигналы. Получил сигнал – пошел исполнять. И ведь там что-то перетекает во мне, какие-то сообщающиеся сосуды. Я отлично помню, как начал понимать, что я тоже имею устройство. Помню, как почувствовал, что мне надо дышать, что у меня грудь вот так вот движется…постоянно, что носом или ртом я втягиваю в себя воздух и что не могу этого не делать, и мне это не понравилось, …потому что - приходится. И то, что приходится моргать, - это ужасно. Потому что не могу не моргать. Оно само моргается. Это плохо. Или вот сидишь на уроке, а в голодном желудке вот так что-то перетекло ..и такой звук бу-бу-бу-бу…А кто-нибудь на тебя так посмотрит, дескать, ну как так можно…и ты хочешь ему сказать, извини меня, это ведь произошло не от моего плохого воспитания . Я бы даже если бы захотел сделать такой звук у меня бы не получилось., понимаешь. Я еще в другой ситуации тебя послушаю. Ну да ладно. Сижу и понимаю, что сделал это не я, а стыдно при этом мне. Это там внутри само собой, (показывает на схему) что мои кишки и мой желудок - это не Я. И мой мозг - это не Я. Потому что… Вот, например, я смотрю кино, вижу там знакомую актрису, …ну, не знакомую, в смысле мою знакомую, …а просто, я недавно видел ее в каком-то другом фильме и говорю: "Я эту актрису совсем недавно видел в одном фильме, …такой фильм хороший, как же этот фильм называется? Черт…, как же он называется…, совсем недавно видел…" И все, …кино уже не смотришь, а пытаешься вспомнить, где же эта актриса играла, и весь вечер пытаешься вспомнить, и еще половину следующего дня. А когда тебе совсем не надо, оно само вспомнится. И думаешь: «Тьфу, зачем?». А ведь никуда не вылетело, просто в мозг куда-то залетело, …туда, в глубь мозга. И ты листаешь, листаешь свой мозг… Потому что мозг тоже не Я, а только - мой мозг. А где Я? Где Я?
Начинает одеваться
И вот смотрите, я теперь знаю этот процесс, как хожу, как живу. Все время знаю. Еще одновременно с этим я много чего знаю, чего не знаю, чего хочу, чего не хочу… Но я одновременно ведь об этом не думаю, обо всем этом…, это же невозможно, бессмысленно. Все это во мне как-то уживается. Как-то странно, как-то где-то сидит во мне. И все на все влияет.
СВЕТ – красный свет
Дым и лазерные лучи
ТРЕК 13 Фонограмма - хаос
Виталий: Вот здесь, то есть в том пространстве, где мы находимся. Сейчас… И не просто сейчас, а прямо сейчас, движется-крутится просто непонятное количество разных молекул. Их не просто много, а они СПЛОШЬ!
Маша: И вот в этом воздухе, который не только нас окружает, но который мы в себя вдыхаем, - и сквозь нас, и сквозь все эти предметы прямо сейчас проходят, и даже не проходят, а проникают постоянно бесконечные радиоволны и телевизионные волны, какие-то сигналы космической связи.
ТРЕК 14 Фонограмма – хаос-микс (реклама, звуки виндоус)
Хаотически движутся по сцене
Тимур: Сигналы SOS или просто интернетовская болтовня проходит через тебя. И все это вот здесь вот, и мы не можем сказать, каким именно образом это влияет на нашу жизнь. Но если бы этого всего не было, то все было бы по-другому, в смысле моя жизнь, моя жизнь была бы другой.
Все: Моя жизнь была бы другой.
ТРЕК 15 Фонограмма – «Anathema» - «Violence»
На экране – ЛЮБОВЬ
СВЕТ – набирается
Все останавливаются и смотрят на надпись, затем садятся по парочкам, как в парке.
Аня: Когда вдруг обрушится любовь, вдруг обнаружишь странные вещи. Например, меня очень раздражала какая-то песня, потому что эта песня была дурацкая, и именно поэтому ее часто крутили по всем радиостанциям. Но в этой песне пелось о любви.
ТРЕК 16 Фонограмма – песня Малинина «Я ведь для тебя котенок»
И я вдруг понимаю, что песня хоть и плохая, но не бессмысленная! И, в общем-то, эта песня про меня.
Маша: А пьесы Шекспира… они мне всегда нравились, но раньше казалось, что Шекспир что-то как-то переборщил, как-то он чересчур сильно…
О сердце, разорвись, банкрот несчастный!
В тюрьму, глаза! Не видеть вам свободы!
Одна могила нас с Ромео скрой!
И вот перечитываешь того самого Шекспира, и думаешь, что-то Шекспир даже не дописал. Можно было посильнее. И надо было ему у меня кое-что спросить. Я бы ему рассказала, как оно бывает.
ТРЕК 15 Фонограмма – «Anathema» - «Violence»
Виталий: Встаешь утром, подходишь к зеркалу, видишь прыщ - и все! Настроение… (машет рукой.) Думаешь - все только на него и смотрят…И день испорчен. Прыщ - центр вселенной. Смешно.
Андрей: Идешь с девчонкой вечером, даже куртку снимешь, на нее оденешь, а рубашка тоненькая. Пар изо рта, дубак. Но ведь хоть бы что, а? А если сядешь на скамейку, тут хоть град. Все равно же… трясет, но не от холода. Смешно.
ТРЕК 15 Фонограмма – «Anathema» - «Violence»
Никита: Холодно?
Женя: Да. Я замерзла.
Никита: Да? Да-авай я… тебя немного обниму.
Она слегка прижимается к нему. Молчат.
Женя: Ого!
Никита: Что?
Женя: Вот это да!
Никита: Что такое?
Женя: Как у тебя сердце бьется сильно! (качает головой). Ты опять?
Никита: Что?
Женя: Да ну тебя.
Никита: Ну и что.. я же…
Женя: У меня тоже сердце бьется. Сильно…
Никита: (не выдерживает взгляда и не знает, куда девать глаза). Подожди секундочку, а…, извини, я сейчас…(подходит к другу)
Жора: Чего тебе?
Никита: Ты не подумай ничего такого, она, знаешь…
Жора: Ты чего тянешь?
Никита: В смысле?
Жора: Не смеши меня, а?
Никита: А..а…!
Жора: Бэ..э!
Никита: Ну, я не знаю…
Жора: Чего не знаю?
Никита: Что дальше…
Жора: Ты дурак, что ли?..
Никита: Да я не знаю, что делать, ну, практически как действовать.
Жора: Она, думаешь, много знает?
Никита: Может, она на меня надеется?
Жора: Ну, ты даешь!
Никита: Ну, если я не умею….
Жора: Так учись…
Никита: А..а..й, ты не понимаешь, я же делал вид все время, что у меня было…
Жора: Ну, я не знаю тогда…
Никита: Да ну тебя.
ТРЕК 15 Фонограмма – «Anathema» - «Violence»
Виталий: Вот представьте. Ты ждешь звонка, а телефон молчит. Тебе нужен звонок, чтобы убедиться, что ты кому-нибудь нужен, что кто-то про тебя вспомнил… Но телефон молчит …
СВЕТ – медленно убавляется
Аня: А когда наступает ночь, иногда удается уснуть. В состоянии любви это не так уж просто. Но иногда получается. И это очень полезно, иногда спать.
СВЕТ – луч «пистолета»
ТРЕК 17 Фонограмма –«Anathema» - «Childhood Dream»
Аню поднимают на руках

А во сне может показаться, что ты летишь, хотя, конечно, ты лежишь в своей постели, но кажется, что ты летишь. И еще во сне есть ощущение, что можно оказаться где угодно.
СВЕТ – прибавляется красный
Миша: Вот ты сказала, что во сне можно оказаться где угодно. Но обычно оказываешься там, где неугодно. Да-да, почему-то постоянно оказываешься в неприятных местах. И хочешь оттуда убежать, а во сне бегать не получается. И вот лежишь ты в своей постели, и дрыгаешь ногой, как спящая собака на коврике.
ТРЕК 18 Фонограмма – «Xploding Plastix» - «Tintinnamputat»
Все хаотически движутся и смотрят наверх
Антон: Планеты движутся быстрее, земная ось наклонилась, а мне то недостаточно, то много…
Аня: то недостаточно или много…
Антон: то много… или недостаточно…
Аня: недостаточно… или много…
Антон: или недостаточно… … или много…
Аня: Знаете, я вот что хочу сказать. Меня в последнее время удивляет или восхищает… нет, скорее, удивляет электрическая лампочка. Нет, вы не подумайте, я понимаю, я не дура. Но ведь это же потрясающе… было темно, чик - и… сразу светло, сразу же, моментально!
СВЕТ – полный
А потом, чик - темно. Я знаю, что там из стеклянной колбы выкачали воздух, получили вакуум, там нить накаливания… Нет…. это не помогает… Просто… чик… и светло.
Антон: Ты лучше телефону удивись! Ты разговариваешь с человеком за десять тысяч километров и слышишь, как он плачет, смеется, дышит… в эту же самую секунду…
Аня: Ты меня подкалываешь, что ли?
Антон: Да ну тебя…
Аня: Я же серьезно… телефон - тоже удивительно! Это точно…. Я знаю, что там угольный порошок в трубке, провода, электроны двигаются с ужасной скоростью по проводам… но ведь я слышу живой голос. Удивительно!
Антон: А магнит?
Аня: О..о..о магнит! Это ты здорово вспомнила! У каждого в детстве были среди полезных предметов магнитики. Очень нужные такие…
Антон: Ага, такие черные кусочки железа не железа. Да, да! Вот так их подносишь друг к другу, и они начинают притягиваться, между ними можно… ну, листочек бумажки держать, а они все равно… Или вот так перевернешь их - они начинают отталкиваться, соединяешь…, а они отталкиваются, чувствуется такая сила, прямо как будто там что-то есть, а там ведь воздух.
Аня: А резина, да? Резина. Растягиваешь - она становится больше, то есть эта штука резиновая становится больше, сжимаешь - становится меньше. И ведь такого вещества в природе нет, да? Нету же в таблице Менделеева такого вещества - резина. Или пластмасса. Кто-то ведь придумал…
Антон: Во! Самое главное, как это придумывается - вот вопрос… главный. Вот взять стекло. Стекло! Как его придумали? Ну, допустим, вот человек думает: "Так, мне в моем доме темно… так? Ага… надо, чтобы было окно, но тогда будет холодно… Во..о..т. Значит, я возьму песок, еще что-то и… расплавлю все это, потом сделаю прозрачное стекло - вот тебе и пожалуйста…." Так, что ли… придумывалось?
Аня: А увеличительное стекло! Представь… ну как его можно придумать? А? Человек… хочет что-то у себя где-нибудь рассмотреть. "Так, - он говорит. - Мне надо вот это увидеть, а я не вижу, потому что это очень мелкая вещь… Тогда я возьму толстое стекло, обточу его вот так, закруглю… и через него смогу видеть все крупнее… Больше! А если несколько таких стекол вместе соединить, то получится подзорная труба…." Это какую голову надо иметь, а?
Антон: Это удивительно, удивительно! Мы этим всем пользуемся и уже не замечаем удивительности всего этого, не видим, а чего ни коснись… удивительно, вот кофта на тебе. Ткань! Ну, как ткань могли придумать? Как?! Голый человек ходил, ходил, и вдруг: "Так мне холодно, значит, нужно взять хлопок или еще что-нибудь, ну, там,… шерсть, скрутить вот так… нитки, а потом переплести вот так нитки, плотно потом сделать из этого одежду и… все…, будет одежда…тепло". Ну, ведь не так же ведь! А как? Я хочу сказать, что сам момент придумывания - вот загадка, вот… интересно. Мы же не задумываемся…
Аня: Ты все правильно говоришь, только я про другое. Мы, я хочу сказать, не можем взглянуть на это, на это вот… на это все… свежим взглядом. Не удивляемся. Вот купил ты билет на самолет, сел в него, летишь, раз - и уснул быстренько, стюардесса тебя разбудила, ты поел, попил, и опять, хоп, уснул…А ты ведь летишь! Летишь! Десять тысяч метров над землей с такой скоростью!… Ты идешь по самолету, как, ну, как по комнате, по твердому полу, - и летишь со скоростью, ну, сколько там километров в час самолет летит… очень быстро, в общем. Во… как.
Антон: Так вот… если бы ты… то есть мы, удивлялись бы, хоть немного, всему, чем мы просто пользуемся, мы бы тогда не… смотрели бы телевизор, в смысле, новости или кино, а смотрели бы ТЕЛЕВИЗОР… просто как чудо…, ну ведь сильная вещь… телевизор.
Аня: Да вообще все удивительно, только надо на это взглянуть… А представь, ты в первый раз видишь людей… И сама ты не знаешь… что ты человек, ты никогда человека не видела. Не видела мужчин, не знаешь, какие красивые, какие некрасивые. Вот видишь в первый раз меня… Ну ладно… Вот я вижу в первый раз человека - тебя! Ведь ты удивительная! И ты на меня посмотри…, как будто видишь человека в первый раз…, и я посмотрю…, ты удивительная!
Антон: Ты тоже удивительная!..
На экране - НАСТРОЕНИЕ
ТРЕК 19 Фонограмма – «Xploding Plastix» - «Сomatose Luck»
Идут к авансцене, щелкая большим и средним пальцем. Встают вряд на авансцене
Андрей: Когда настроение плохое, я так легко и с удовольствием раздражаюсь, и некуда скрыться, и все задевает, и даже царапает. И если в таком настроении едешь в метро или в автобусе. А народу битком, и все места заняты, и всем ехать далеко, и поэтому все читают какие-то дурацкие книжки и пошлые журналы. И ты раздражаешься, и думаешь – ну как же можно читать такую дрянь или разгадывать эти идиотские кроссворды, что же это такое?! Но вот поезд или автобус остановился, и какой-то человек захлопнул книжку, встал и вышел, и место рядом с тобой освободилось, и поблизости не оказалось ни инвалида, ни старушки, ни беременной… ты спокойно сел, и почувствовал оставшееся тепло того человека, который только что вышел. И настроение улучшилось.
Все: И настроение улучшилось!
ТРЕК 19 Фонограмма – «Xploding Plastix» - «Сomatose Luck»
Маша: Бывает, попадёт вожжа под хвост, с самого утра, и настроение ужасное, и ты под это дело возьмешь и поссоришься со своей лучшей подругой, самой лучшей. И думаешь: «Ну, хватит уже с ней дружить, десять лет продружили, и хватит!» Но весь вечер ходишь сама не своя, думаешь о ней, злишься сама на себя, и где-то в двенадцать ночи подходишь к телефону. И тут же звонок! Поднимаешь трубу — а это она, и говорит: «Слушай, чего-то как-то мы погорячились, по-моему, да?» А ты говоришь: «Ой, да, чё-то действительно… да, перегнули палку. Ну, давай, счастливо, завтра встретимся и всё обсудим… ага, пока». Кладёшь трубку, а настроение улучшилось.
Все: А настроение улучшилось!
ТРЕК 19 Фонограмма – «Xploding Plastix» - «Сomatose Luck»
Виталий: Или наступает долгожданная весна, и ты достаёшь из шкафа свою любимую куртку, которую не надевал с осени. Надеваешь ее и чувствуешь — что-то шелестит в кармане. Достаёшь, а это двадцать пять крон. Чепуха, ерунда, эта бумажка лежала там с осени, а настроение на весь день улучшилось.
Все: И настроение улучшилось!
ТРЕК 19 Фонограмма – «Xploding Plastix» - «Сomatose Luck»
Аня: Или случилось несчастье — сосед купил старенькую подержанную машину, и она каждую ночь орёт сигнализацией, мигает фарами, каждую ночь! И ты целый месяц не спишь, худеешь, нервничаешь, болеешь, и вдруг — целая ночь в тишине, и следующая ночь — тишина, и целая неделя, и ты встречаешь во дворе соседа дядю Ваню и спрашиваешь: «Что-то давно не слышно было вашей машины?». А он говорит: «Да, сволочи, угнали мою машину!». А ты говоришь: «Да вы что?! Ой-ой-ой!», а настроение в этот момент улучшилось.
Все: И настроение улучшилось!
ТРЕК 19 Фонограмма – «Xploding Plastix» - «Сomatose Luck»
Никита: Или зашел я в магазин, в спортивный магазин и купил себе кроссовки, ну, просто кроссовки, что тут такого, ерунда. Но вдруг подумал: «Ой, а ведь мне, чтобы иметь новые кроссовки, не нужно заканчивать четверть на "отлично", иметь прекрасное поведение и быть послушным мальчиком. Мне не нужно. Я взрослый человек, я сам могу купить себе кроссовки. И не только кроссовки. Я взрослый. У меня есть моя жизнь, у меня есть друзья, работа, разные дела, разные интересные планы… целая жизнь! Я взрослый человек».
Все: Ты что?
Все смотрят в его сторону.
Никита: А что, мечтать уже запрещено?
Все: И настроение его улучшилось!
ТРЕК 20
Все подходят к авансцене, встают в ряд.
На экране - ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ МОЕГО?
Тимур: А что у меня вообще есть? Что у меня есть такого, о чем я мог бы сказать, как о моем, только моем, чего у меня не отнять? И что это такое вообще? Мое жилье? То есть некое жизненное пространство, ограниченное стенами и окнами?
Виталий: Что у меня есть? Мои вещи, книги, компьютер? Это мое? Но когда я иду по улице в чужой стране, что у меня есть? Что мне надо? Мой паспорт? Мой телефон? У моего телефона есть номер. Это мое?!
Андрей: Что у меня есть? Записная книжка, где имена мало знакомых и случайных людей соседствуют с теми именами, что мне дороги?
Миша: Мое имя? Что это? Набор звуков, которым называюсь я? Это мое? Но такое же имя носили многие и многие люди много веков в разных странах.
Антон: Что у меня есть? Моя фамилия? Но я как-то привык, что это фамилия моего отца, а отец, наверное, ощущал, что это фамилия деда…
Маша: Что у меня есть? Мои родные люди?! Люди, без которых я не хочу и не мыслю мою жизнь? Люди, которых я люблю?! Они у меня есть? Это мое? Боюсь, что это я у них есть!…… Во всяком случае, я хочу, чтобы это было так.
Женя: Моя жизнь?! Вся моя жизнь! Это мое? Что-то я не могу так сразу и решительно ответить на этот вопрос. Не могу так раз, и заявить, что она принадлежит мне! Потому что тут же возникает другой вопрос: «А где я ее взяла?» Отец, мать? И ужас при мысли, что можно потерять родных людей!
Аня: Что у меня есть такого, за что можно не бояться? Нет ничего! Так и подмывает сказать, что у меня нельзя отнять того, что со мной было за эти 16 лет. Это все мое, и только мое!
Никита: Но лично мне не хотелось бы делать таких заявлений. Во-первых, это пафосно звучит «у меня нельзя этого отнять!», во-вторых, то, что со мной было, потихонечку подворовывает у меня моя же память. Например, я не помню, что было со мной в 4 года. А главное, как только я пытаюсь говорить о том, что со мной было и есть, я тут же чувствую серьезные сомнения в том, что об этом можно говорить. Кому это надо? Кому нужны мои подробности? Мне? Да, наверное, только мне.
Все: Наверное, только мне…
ТРЕК 21 Фонограмма –
Парами уходят со сцены
На экране – картинка «Бумажный кораблик среди льдов»
Виталий: Это очень приятно было делать. И понимаете, я ведь не только сейчас вам объяснил то, что хотел объяснить…, но и одновременно с этим исполнил свою детскую мечту, потому что я выступил. Выступил…, понимаете?
Ребята выходят на сцену и выстраиваются как бы для групповой фотографии, в руках бумажные кораблики.
ТРЕК 22 Фонограмма – «Yma Sumac» - «Gopher Mambo»
Занавес закрывается.
ТРЕК 23 Фонограмма – группа «Стекловата» - «Кораблик»

Беззастенчиво вторгалась в авторский текст Татьяна Кундозерова 2005 г.
г.Кохтла-Ярве Эстония

Комментариев нет:

Отправить комментарий