понедельник, 20 июня 2022 г.

ДАНА СИДЕРОС "ВСЕ, КОГО КАСАЕТСЯ"

 

Дана Сидерос «Все, кого касается»/ «Kõik, keda puudutab»

Постановка 2022 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Уездный фестиваль школьных театров (г. Йыхви) – 
1 место
Республиканский фестиваль молодежных театров "Золотая рыбка" (г. Нарва) - 
актерские спецпремии Валерии Солтрук  - роль Софьи Алексеевны, Никита Мёльдер - роль Семёна), Софья Кряталова - роль Риты.
Республиканский фестиваль школьных театров (г. Раквере) - 
Лауреаты фестиваля, актерская спецпремия - Валерия Солтрук.

ВИДЕО:

Видео с одной камеры: https://www.youtube.com/watch?v=wCQDJ8zbeSA

Видеомонтаж Ильи Тельнова: https://www.youtube.com/watch?v=aUj5GsWSQHU

Молодежные новости: https://www.youtube.com/watch?v=wAIL_LWlWAU

 

РОЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Софья Алексеевна, учитель русского языка, классная - Валерия Солтрук

Людмила Юрьевна, завуч  - Анастасия Зиновьева

Марат Муратович, директор - Андрей Риймаст/ Игорь Бронштейн

Миша, брат Кости, он же [положить ладонь на горло] - Андрей Кекшин

Костя, брат Миши, он же [положить ладонь на живот, тронуть за подбородок] - Олег Шмидт

Семён, он же [хлопнуть по подбородку снизу] - Никита Мёльдер

Рита, младшая сестра Семёна, она же [подуть на ладонь] - Софья Кряталова

Гузель, она же [положить ладонь на голову] - Диана Лодягина

Лиза, она же [взять за предплечье] - Снежана Гаранина

Паша, он же [ткнуть кулаком в грудь] - Никита Туболев

Карим, он же [похлопать по спине] Никита Раянок

Валентин, он же [правой рукой дотронуться до левого плеча] - Евгений Голосов

Звукорежиссер – Мартин Спичиков

Свето-оператор – Глеб Пронин

 

 


Место действия – элитная школа, класс, коридор, учительская, рекреация

Декорации: четыре парты, 9 стульев, компьютерное кресло, светодиоды

Реквизит: толстая книга, телефоны, портфели, две пары наушников, 4 подушечки

Костюмы: сине-голубая форма частной школы

 

Сцена 1

ТРЕК 1 Фонограмма – пианино (лейтмотив)

Входят Миша и Костя

Миша. [трогает Костю за плечо свободной рукой]

Костя. [отпускает мишино запястье, немного стоит так, снова берет Мишу за запястье двумя руками]

Миша. [трогает Костю за плечо свободной рукой]

Костя. [отпускает мишино запястье] [берет Мишу за запястье, но уже одной рукой]

Входит Гузель.  Подходит к братьям.

Гузель. Привет, а вы к нам? Очень приятно. Садитесь куда-нибудь, там вон свободно.

Миша. Спасибо.

Гузель садится за парту и утыкается в смартфон. Входят Паша и Карим.

Паша. И, короче, она говорит «смотри, мне один чувак прислал СВОИ стихи»...

Валентин. Стой, не говори, дай угадаю. Бродский! Или Гребенщиков?

Паша. Если бы! Есенин! «Не жалею, не зову, не плачу…» Я говорю, дура, это же Есенин! Она оскорбилась вся, не разговаривает теперь со мной. Я еще и виноват…

Карим. Да она же маленькая еще.

Паша. Маленькая? Камон, она в восьмом классе, надо уже знать элементарные вещи.

Карим. Ты сам сразу многоопытный вылупился, ага.

Паша. Пусть с плагиатором этим не разговаривает, со мной-то что?

На последней фразе входит Семён, идет на свое место, не останавливаясь, говорит…

Семён. А с другой стороны, Паша, а что с тобой разговаривать?

Карим. О, радиовещание включили!

Семён. Ну да, чтобы вам на завалинке было что послушать, бабуськи.

Паша сердито подрывается с места, его мягко тянут назад Карим и Валентин. Паша подчиняется.

Входит Рита с толстой книгой, рассеянно машет всем, идет на место, не отрывая глаз от текста, задевает угол парты, шипит, трет ушибленную ногу, садится.

Карим. Это что за кирпич у тебя?

Рита. (молча разворачивает обложку в сторону Карима)

Карим. А, я только название слышал. Это про что вообще?

Рита. Ну, блин, я не знаю, как коротко сказать. Типа, много поколений одной семьи живут, а потом умирают.

Паша. Прям про всех нас.

Валентин. Рита, ты, главное, в рекламу не ходи работать. Не твое это.

Рита. Да вы три дебила, она дико крутая, не оторваться, реально.

Карим. А в электронке нет, что ли?

Рита. Есть, почему. Ну, мне просто нравится бумажная, необычные ощущения. Тут еще папины пометки. И она пахнет. (утыкается носом в переплет)

Входит Лиза, разговаривая по телефону с мамой, подходит к Мише и Косте.

Лиза. Вы новенькие, типа?

Миша. Ну, вроде того.

Лиза. Ну, здравствуйте. Я - Лиза (протягивает руку Мише)

Миша. (не шевелясь) Миша.

Лиза. (убирая зря протянутую руку) Понятно. Что, женщине руку пожать западло?

Миша. Просто еще рано.

Лиза. В смысле? Ты до полудня руки не пожимаешь?

Семён. Может, это для него предварительные ласки, а вы еще даже чаю не попили.

Лиза. Как я жила всё лето без твоих мега-остроумных реплик!

Семён. Ну, ты обращайся в следующий раз, я тебе на телефон надиктую, чтобы не скучала.

Лиза. Понятно. За лето Гермиона совсем не изменилась. (Мише) Не слушай его, он у нас клоун на полставки.

Семён. Вау-вау, я попросил бы, я клоун на полной ставке. Он не может тебе руку пожать, она у него занята.

Лиза смотрит на руки братьев, затем протягивает руку Косте.

Лиза. Привет, я Лиза.

Миша. Костя, не надо!

Костя. (отпуская руку брата, делает шаг к Лизе) [кладет руку ей на живот, другой рукой трогает её подбородок]

Лиза. (кричит) Ты че, придурок!

Все отвлекаются от смартфонов. Паша и Карим вскакивают с мест.

Лиза. Этот даун меня облапал!

Миша. (делает шаг в сторону Лизы) Нет, это просто…

Лиза. (орёт) Не подходи ко мне, вы больные оба, что ли? Да они больные!

Лиза убегает на своё место, швыряет сумку. Паша вскакивает с места, подлетает к братьям.

Паша. Ты чо творишь? (тюкает Костю кулаком в грудь, тот отшатывается)

Костя. [яростно трет свои уши]

Миша. Он не разговаривает, говори со мной!

Паша. Со мной все разговаривают, и этот урод тоже будет. (берет Костю за грудки)

Миша. Отпусти! Считаю до трёх!

Паша. И что будет?

Миша. Раз.

Костя. [трет свои уши]

Входит Софья Алексеевна, не снижая скорости, вклинивается в толпу.

Миша. Два!

СА. Третий день учебы, а уже разборки? Павел!

Паша. (поворачиваясь к классной) Здрассте.

СА. Ну и что у нас тут творится?



Семён. (кричит со своего места) Изучают сложноподчинённые предложения, Софьяксевна.

СА. Спасибо за комментарий, Семён, но мне бы хотелось послушать участников, а не желтую прессу. Итак?

Паша. Ничего, просто побеседовали.

СА. К пониманию пришли?

Паша. А я не знаю, пришли ли они к пониманию. Вы пришли к пониманию?

Миша и Костя молчат.

СА. Тут происходит что-то, во что мне следует вмешаться?

Миша. Спасибо, все в порядке.

Переходят на другую сторону

СА. Хорошо. Я хочу представить новичков.

Семён. Представление уже было, с аншлагом.

СА. (поворачиваясь к классу, жизнерадостно) Так. С добрым утром, класс, я вам рада. Оторвитесь на пару секунд от своих телефонов, мне нужно вам сказать пару слов. У нас два новых человека - Миша и Костя. Они к нам приехали издалека, у них была другая школа, с другой программой и другими порядками. Возможно, нам всем потребуется время, чтобы друг к другу привыкнуть. И я вас очень прошу, девочки, вы сможете обсудить свои дела позже, уделите мне время. Так вот, я вас очень прошу отнестись к вашим новым одноклассникам с пониманием. Вопросы есть?

Семён. Так точно!

СА. Семён, у вас вопрос или хохма наружу рвётся?

Семён. Хохма рвётся!

СА. Тогда позже выступите. Вопросы у кого-нибудь есть?

Гузель. А можно попросить их рассказать немного о себе?

СА. Господи, учишь вас, учишь - ноль эффекта. Гузель, что не так с вашим вопросом?

Гузель. Невежливо в третьем лице?

СА. Именно. Переформулируйте, пожалуйста.



Гузель. Миша и Костя, пожалуйста, расскажите о себе, нам бы очень хотелось послушать.

СА. Спасибо.

Миша. Я не знаю, что рассказывать.

Гузель. А Костя?

Миша. [трогает Костю за плечо, потом касается его подбородка]

Костя. [кладет ладонь себе на живот, трогает Мишу за висок, хватает за запястье]

Миша. [трогает Костю за ухо, касается его лба]

Костя. [держит Мишу за запястье, свободную ладонь аккуратно кладет ему на горло, отпускает]

В классе поднимается ропот.

Лиза. Вот что это щас было!?

Семён. Пантомима «Молилась ли ты на ночь, Дездемона»!

СА. Семён, это шутка устарела еще в моем детстве, вы теряете уровень. Миша, вы хотите что-то пояснить?

Миша. [трогает Костю за живот, потом за подбородок] Всем привет. Мой брат не разговаривает, но в остальном он в порядке, не нужно бояться. Если есть какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте их мне. Спасибо. Можно мы сядем?

СА. Да, конечно. (к классу) Вы всё поняли?

Класс недоуменно молчит. Даже Семён. Братья садятся.

СА. Хорошо, тогда займёмся делом. У нас осталось всего двадцать пять минут, поэтому пишем быстрое эссе. Можно мне в почту, как обычно. Тема «Как избежать зла?». Много текста мне не надо, основные ваши мысли, завтра обсудим. Всё, время пошло!

СА углубляется в свой ноутбук. Класс начинает хихикать и возиться, кто-то достаёт планшет, кто-то печатает в телефоне пальцем. Все по очереди оглядываются на братьев.

Паша: (шепчет братьям) Будешь распускать руки, я их вырву. Понял?

Миша и Костя одобрительно качают головой

ТРЕК 2 Фонограмма – пожарная сирена

Мигание света

Все поднимают глаза от телефонов/планшетов, переглядываются.

СА. (вполголоса) Вот сволочи! (классу) Окей, вам повезло, у нас учебная тревога, не волнуйтесь, просто спокойненько с вещами на выход, увидимся завтра, погода там отличная, погуляйте. (вслед уходящим) Ваши тексты я жду на почту сегодня до десяти вечера. Пожалуйста, коллеги, не до часу ночи! Я тоже хочу спать!

Гузель. А вы не идёте?

СА. А мне некогда репетировать, у меня работы тьма, идите-идите.

Последними уходят братья, взявшись за руки. Софья провожает их заинтересованным взглядом. Входит завуч Людмила Юрьевна.

ЛЮ. Ты что сидишь-то?

СА. Я на работе. А ты просто так или по делу?

ЛЮ. Да мне дети твои тебя сдали, не идёт, говорят, наша Софья Алексеевна к спасению, желает заживо сгореть.

СА. Мне кучу всего еще заполнять, достали своими учениями.

ЛЮ. Да там правда что-то горит в спортзале, пошли отсюда.

СА. Слушай, Мил, ну где я, а где спортзал, идите без меня, я тут посижу.

ЛЮ. Давай, давай, пошли, мне же потом по башке настучат, я т-те завуч или как? Пойдем…

СА. (забирая ноутбук) Ну, начинается вот это. Соня-Сонечка, а как чуть что, так сразу дедовщина и пойдем. 

ЛЮ. Бабовщина.

СА. Что?

ЛЮ. Бабовщина, мы же в школе. Давай быстрее, мне еще третий этаж надо проверить.

СА. Окей, окей, иду. Весь день чёрте-те что!

Выходят.

Свет в классе гаснет

Сцена 2

Свет в классе приглушенный

ТРЕК 3 Фонограмма – Cyrille_Dubois_ZHorzh_Bize_-_Les_pcheurs_de_perles_

Класс. Входит СА с наушниками в ушах, ложится на парту.

Директор. О, Софья Алексеевна, вы еще на работе? (подходит к СА, снимает наушники) А я как раз хотел спросить, как там ваш образцовый класс, держат марку?

СА. (садится в позу лотос) В смысле?

Директор. Спокойно всё?

СА. Понятия не имею. Я их видела сегодня двадцать минут, а потом нас всех выгнали на полтора часа на улицу чёрт-те зачем.

Директор. Пожар же был, ну как пожар, дым один. (садится на другую парту)

СА. А что горело-то?

Директор. Да ведро мусорное в туалете мальчиков. Курили, гады, и бросили бычок, а там пластик какой-то адский, такая дымовуха получилась, думали серьезное что-то. Вы, кстати, своим тоже навтыкайте, чтобы они хоть в здании не курили. Совсем уже оборзели.

СА. Непременно. Но у меня, кажется, курит только Семён, и тот больше ради выпендрежа.

Директор. Ладно, я вас еще через недельку спрошу, как там наши новобранцы приживаются.

СА. Новобранцы отлично приживаются, за первые пять минут успели уже Лизу за задницу схватить, и с Пашей пободаться.

Директор. Прямо вот за задницу?

СА. Ну, Лиза так утверждает, я сама не видела. А Паша всегда бычит, но никогда не дерётся, так что думаю, это были понты перед девочками.

Директор. Ну и что? Вы разобрались?

СА. Я спросила, хотят ли они, чтобы я вмешалась, они не хотели.

Директор. А вы их обо всем так спрашиваете?

СА. Разумеется.

Директор. И что, если они соберутся убить кого-нибудь, вы тоже будете их спрашивать, можно ли вмешаться?

СА. Я буду ориентироваться по ситуации. Но вообще мне странно, что вы говорите со мной в таком тоне, я с ними уже четыре года, и все это время все было в порядке. Образцовый, как вы сами заметили, класс.

Директор. Я не говорю ни в каком тоне. Но они же у вас в теплице растут. А тут им подбросили инвазивный вид.

СА. Это мальчики - инвазивный вид?

Директор. Ну, вы же их видели.

СА. Видела. Мальчики как мальчики.

Директор. Вы же знаете, что было в этом… как его... ?

СА. Да, я прочла, но у нас такое исключено, там школа - просто отстойник какой-то, извините.

Директор. Ну да, но вы присмотритесь к ним всё-таки, то же была не первая их школа. И везде они устраивали ты-дыщь.



СА. (повышая голос) Они устраивали? То есть это они виноваты во всем, что с ними делали?

Директор. А вы не заводитесь, я знаю, что щас начнется вот это вот всё, будете орать, что я обвиняю жертву, и что там еще у вас принято орать. Но я человек простой - вот я вижу, как они двигаются по разным школам - и везде у них проблемы. Как вынужденный гуманист я, конечно, думаю, что им надо посочувствовать и помочь. Но как вынужденный руководитель я думаю - а почему в каждом месте, куда они приходят, до них всё в порядке, а с ними начинается эээ… возгорание?

СА. Значит, не было в порядке.

Директор. Вы так всё правильно говорите, так складно, как по учебнику правильности. Хочется прям вам поверить. Но одновременно и треснуть чем-то тоже вас хочется.

СА. Так, всё, Марат, ты меня достал, вынужденный гуманист. Уйди с глаз долой, пока я сама тебя чем-то не треснула.

Директор. Я-то пойду сейчас, но я тебе серьёзно говорю, у них анАмнез прям не очень, они просто чума какая-то.

СА. Хорошо. Я тебя поняла.

Директор. Слушай, я на следующие выходные уезжаю, ты Басю не возьмешь на два дня?

СА. Приду покормить.

Директор. Она скучать будет одна.

СА. Ну, ничего, поскучает - крепче любить вас будет, Марат Муратыч. Ладно, Басю покормлю.

Директор. Прекрасно. Домой?

Звонок. Оба выходят.

Свет в классе гаснет

 

Сцена 3

ТРЕК 4 Фонограмма – звонок PPK музыка Артемьева

Свет в классе включается

Все вваливаются толпой, за ними влетает СА, садится, открывает ноутбук

СА. Так, пока вы возитесь, я начну, чтобы время не терять. Я прочла вчера ваши эссе. (пауза) Спасибо, что почти все прислали вовремя. Кто прислал поздно, надеюсь, у вас были веские причины отнять у меня два часа сна.(пауза) Хочу вам сказать, что вы все большие молодцы. Много дельных мыслей, и видно, что это именно ваши мысли, некоторые вещи были для меня неожиданными. А вот по форме у меня есть несколько вопросов и замечаний. Во-первых, объясните мне, пожалуйста, как вы умудряетесь делать ошибки при наличии ворд-корректора?

Семён. Ворд-корректор - это неспортивно!

СА. У вас-то, Семён, как раз все без ошибок, но нельзя было промолчать, да?

Семён. Так точно!

СА. Ребята, пожалуйста, проверяйте, что вы пишете, когда у вас есть такая возможность. Спортивно вам будет на зачете? Успеете еще облажаться. Да, Гузель, что?

Гузель. Но если за нас проверяет компьютер, мы же сами никогда не научимся.

СА. Во-первых, читайте, что и почему он вам правит, старайтесь запомнить. А во-вторых, когда вы, Гузель, будете работать, скорее всего, журналистом и придете сдавать работу вашему редактору, ему будет безразлично, чем вы пользовались, ему, главное, - результат. И для меня главное, как вы мыслите, понятно? В вашем возрасте уже надо стиль оттачивать, а не предлоги учить.

Гузель. Понятно.

СА. Продолжаю. Вы все злоупотребляете журналистскими штампами. От слова «позиционирует» вас самих еще не тошнит? В общем, за штампы я теперь буду снижать оценку.

Лиза. А почему журналисты пишут, а нам нельзя?

СА. Потому что, Лиза, журналисты НЕ учатся за чудовищные деньжищи в гимназии, где полтора человека в классе и к преподам требования, как в марсианской миссии! И потому что не я их редактор. Была бы я, давно бы их уволила.

Лиза. Ну, то есть вы просто запрещаете какие-то слова? Вы, типа, тиран?

СА. Ну, если вы хотите считать меня тираном, то я не могу вам запретить. Но я, заметьте, не просто запрещаю, я объясняю, почему! Штампы - это отмершие клетки языка, они совершенно бессмысленны, но люди их используют по привычке, потому что они создают иллюзию понимания. «Лиза Осокина позиционирует себя как великий эссеист!»

Лиза. А как еще сказать?

СА. Конкретнее, ребята, текст должен быть конкретным.

Лиза. Понятно.

Семён. Софья Алексеевна, вы щас как Че Гевара прям, я уже почти пошел убивать за штампы, чувствую в себе сильный порыв.

СА. Да потому что бесит, Семён. Ладно, давайте почитаем немного, что вы написали на тему «Как избежать зла?». Кто-то хочет сам прочесть свое произведение?

Тишина.

Софья. Что молчим? Никто не хочет? Ну ладно, я прочитаю сама. Кто-нибудь против, чтобы я читала его текст? Скажите сразу.

Тишина.

СА. Никто не против. Тогда самое провокационное. Автора объявлять не буду, сам объявится.

«Многие считают, что нужно быть ко всем одинаково добрым, и, мол, если тебя ударили по правой щеке, подставь левую… Хочу сказать, что это не работает. Если тебя ударили, и отобрали шапку, а ты стоишь такой и улыбаешься, как Иисус Христос, то тебя ударят опять и отберут еще и куртку. А если ты дашь сдачи, то они потом будут думать, прежде чем нападать. Чтобы искоренить зло, нужно уметь драться и всегда отвечать».

Дорогой автор, мне кажется, у вас в тексте есть слова-паразиты, которые нужно найти и убрать. Пожалуйста, сделайте это.  А по сути высказывания, мне кажется, это любопытная позиция. (классу) Что скажете?

Лиза. Это тупо, тогда все будут друг друга бить.

СА. Ребят, что с вами стряслось за лето? Вежливость на солнце выгорела?

Лиза. (встаёт) Извините. Я имела в виду, что насилие приводит только к насилию, и нельзя таким образом добиться мира.

Паша. А тема была, как зло убить, а не как мира добиться.

Семён. Это ты, что ли, накатал? Каратист-каратель.

Паша. Да иди ты!

СА. Не скатываемся в базар, пожалуйста.

Гузель. Можно я?

СА. Конечно, Гузель, говорите.

Гузель. (встает, бросает короткий взгляд на Пашу) Мне кажется, эта позиция отчасти верна, потому что некоторые люди совсем не понимают, когда с ними общаются цивилизованно. Но даже применяя силу, нужно руководствоваться какими-то правилами и уважать чужие права. А не просто бить. Даже самые испорченные люди отзываются на человеческое к ним отношение и становятся лучше.

Семён. Ты где это вычитала? В учебнике правильности?

Гузель. Не нравится - не слушай!

Семён. адевает наушники) Кстати, отличная мысль!

ТРЕК 5 Фонограмма – тяжелый рок

СА. Семён, пожалуйста, снимите наушники.

Семён. (громко) Софья Алексевна! Говорите громче, я не слышу!

СА. Вер-ни-тесь к нам, Се-мен! Э-то, не-у-ва-же-ние!

Семён. (орет) Что-о-о?

СА звереет, подскакивает к Семёну, срывает наушники и швыряет их на стол. В классе адская тишина, слышно только, как двигаются Миша и Костя.

Костя. (счастливо улыбаясь) [трижды стучит ладонью по груди Миши, щипает Мишу за подбородок]

Миша. [трогает висок Кости]

Семён. (встает) Вот это я и хотел сказать своим эссе! Есть вещи, которые решаются только силой. (картинно кланяется) Софья Алексеевна, прошу меня простить.

СА. Это будет непросто, Семён. Вы меня взбесили не на шутку.

Семён. Но вам же нравятся провокации в наших сочинениях? Мгновенная доставка, бззззз.

СА. Я не у вас ее прошу, вам бы как раз поучиться обратному. И знаете, задача была аргументировать свою позицию словами, а не перформансом. Так что это незачет.

Семён. Я был готов к потерям! (садится)

Гузель. (разочарованно) Так это ты эту хрень написал?

Семён. Что, Гузя, если автор не Пашечка, то сразу хрень?

Гузель. Придурок ты, Сема (вскакивает, выбегает из класса)

СА. Семён, что с вами происходит?

Семён. (самодовольно) Увлекся театром.

В классе по-прежнему напряженная тишина. Только смеется Костя. Все поворачиваются к нему.

Семён. (мрачно) Только немой придурок меня оценил. Дожили.

Класс неуверенно хихикает.

СА. Друзья мои, так не пойдет. Вы не слепые...

Семён. Только некоторые немые…

СА. Семён, заткнитесь на время!

Семён. Ооок.

СА. Так вот. Вы не слепые, вы все прекрасно видите, что никто так с вами не общается в школе, как я. Я даже не отнимаю у вас телефоны в начале урока, потому что доверяю. (пауза) Я всегда надеялась, что у нас с вами взаимное уважение. Никогда не считала вас детишками, которых нужно дрессировать, как в армии. Но если вы хотите армии, то я вам могу её устроить. Если еще один мой урок будет сорван по вашей вине, то я не буду тратить свое время и нервы, и сдам вас другому преподавателю. Второго предупреждения не будет. На сегодня мы закончили, увидимся на следующей неделе, хороших выходных.

Лиза. Софья Алексеевна?

СА. Да, Лиза, у вас какой-то вопрос?

Лиза. А вам не кажется, что несправедливо из-за одного Семёна нас всех наказывать? Мы же не можем к нему в голову залезть.

СА. Нет, не кажется. Вы - команда, и пока вы в школе, у вас не будет личных проблем, все проблемы будут общие. Так что решайте как-то, проявите себя, вы же все такие умные. Я уверена, вы справитесь. (выходит)

Все некоторое время сидят молча. Семен встает и направляется к выходу, Паша подходит к Семёну сзади, бьет его ногой под колено. Семён оседает, Карим и Валентин легко опрокидывают его на спину. Семён не сопротивляется, не пытается встать. Закидывает руки за голову, и ногу на ногу, как на пляже. Смотрит снизу вверх. Лиза встает на стул.

Паша. Ну что, доигрался, клоун?

Семён. Паша, дорогой, тебе удобно стоять? Приляг со мной, не стесняйся.




Лиза. Ты можешь объяснить, что это было вообще?

Паша. Неважно, что это было, он щас пойдет извиняться.

Семён. Да? И как же ты меня заставишь?

Паша. Давно носом пол не бороздил, что ли?

Семён. Никогда, Пашечка, не бороздил. А все потому, что все вы тут - хреновая элита, и будете меня вежливо уговаривать, пока не опухнете, а потом прозвенит звонок, и вы такие опухшие пойдете учиться. (садится) Ты хоть на карате-то своем людей бьешь? Или такой типа «ооо, смотри, у меня есть руки, и я тебя ударю когда-нибудь».

Паша. Если так хочешь разбитую рожу, съезди в Сомпа.

ТРЕК 6 Фонограмма – пожарная сирена

Мигание света

Карим. Что, опять?

Лиза. Да все равно Софья ушла. Пошли отсюда.

Все берут вещи и бредут к выходу. Миша и Костя возятся с сумками, Рита ждет Семёна.

Рита. Домой пойдешь?

Семён. С чего бы? Дальше химия, пойдем на химию. Если не эвакуируют. 

Миша. А вы брат и сестра, да?

Рита. (мрачно) Угу, близнецы.

Миша. Вы - разные.

Рита. А мы атипичные близнецы.

Миша. Просто фамилия одна, я и подумал...

Рита. На самом деле я младше. Пришлось перескочить один год, чтобы попасть к Софье, а этот придурок сейчас все испортит.

Семён. Да она блефует, Марго. Кто ей даст нас бросить в начале года.

Рита. Да ладно, она же упертая. Я не видела ни разу, чтобы она просто так угрожала.

Семён. Это потому, что все всегда выполняли её требования, не было шанса проверить.

Рита. Я надеюсь, ты не будешь проверять?

Семён. Не, не буду. Никто не ценит, вон только русалочка наша оценил.

Миша. (угрожающе) Вообще-то мы все еще здесь.

Семён. Что вы так радовались-то?

Миша. Я не радовался.

Семён. Ну, этот твой.

Миша. Костян сказал, что училка вас разводит.

Семён. Так и сказал?

Миша. Угу.

Рита. А как это будет на вашем?

Миша. Ну, если я покажу, ты тоже будешь орать, что я тебя облапал.

Рита. Не, я не буду, я просто молча ударю в больное место.

Миша. Очень располагает к дальнейшей коммуникации.

Рита. Да ладно. Ну, покажи давай.

Семён. Она просто любит, когда ее щупают, в отличие от Лизки.

Рита. Сказал человек, целый день просящий в морду.

Семён. Сказала девочка, нюхающая книги.

Миша подходит, становится вплотную к Рите.

Миша. Вот это значит, что ты радуешься [тихонько хлопает Риту ладонью по грудной клетке несколько раз], а это значит вранье или розыгрыш [щипает ее за подбородок]

Рита. Вот так? [трогает Мишу за подбородок]

Миша. Нет, это просто говорить. А если врать, то надо ущипнуть прямо. [щиплет Риту за подбородок]

Рита. Понятно. А Лизке вы что сказали?

Миша. Костян просто представился. Мы не подумали, что так получится.

Рита. Круто, то есть чувака зовут Попахватальщик на вашем языке джунглей?

Миша. Не было такого.

Рита. Да? А что было?

Миша. [кладет Рите ладонь на живот, трогает пальцами ее подбородок]

Рита. А что из этого “КО”, а что “СТЯ”?

Миша. Ничего. Это не так работает.

Рита. А тебя как зовут?

Миша. [медленно кладет ладонь Рите на горло, потом касается пальцами уха]

Рита. Круто. А можно нам эту фигню изучать вместо французского! А меня как зовут?

Миша. Ну, ты можешь придумать сама.

Рита. Реально?

Миша. Ну, да.

Рита. А если я придумаю, что меня зовут Маргарита-снести-башку-табуретом?

Миша. То это и будет твое имя. Но без Маргариты.

Семён. А я тогда буду «Потереться-ушком-о-коленки». Но я буду представляться только девушкам.

Миша. (невозмутимо) Я знаю, что это смешно. Нам тоже смешно, поверьте.

Костя. (кивает) [стучит себя ладонью по груди]

Семён. (подходя к Косте) Э-е, привет! Меня зовут [хлопает Костю по подбородку снизу]

Костя. (слегка пошатнувшись от неожиданной оплеухи, но не изменившись в лице) [кладет Семёну ладонь на живот, трогает пальцами его подбородок]

Рита. Ух ты. А можно я? (подходит к Косте) [берет ладонь Кости, дует на нее]

Костя. (улыбается) [кладет ладонь на живот Риты, трогает пальцами ее подбородок]

Миша. (абсолютно серьезно) У тебя красивое имя.

Дверь распахивается. Заглядывает Директор.

Директор. Вы чем тут занимаетесь? Классный руководитель где?

Рита. Вышла. И мы выходим.

Директор. Давайте быстро, там дым в коридоре.

Все хватают сумки и выходят.

Свет в классе гаснет

Сцена 4

ТРЕК 6 Фонограмма – пожарная сирена

Мигание света

Свет на авансцене (коридор)

Софья Алексеевна идет из левой кулисы, Людмила Юрьевна из правой.

ЛЮ. Ты куда идешь? Выход в другой стороне.

СА. Да я к своим иду проверить, что все вышли.

ЛЮ. Вышли, Марат Муратыч всех твоих вывел.

СА. Ууууу, теперь он мне все мозги съест.

ЛЮ. Возможно, да. Шел и пыхтел, что ты чёрт-те где, а дети одни.

СА. Да какие это дети, это монстры.

ЛЮ. А у меня твои просто дусечки. Соображают.

СА. У меня они тоже соображают, просто стыд весь потеряли.

ЛЮ. Разве ты их не этому учишь все время? «Мы самые умные и крутые, а все кругом туповаты, нам всё можно», не?

СА. Нет.

ЛЮ. Точно нет?

СА. Не-ет.

Вбегает Гузель. Хмурая, зареванная.

СА. Гузель, а вы почему здесь еще?

Гузель. Я в туалете была.

СА. Пойдемте на выход, пожалуйста.

Гузель. Софья Алексеевна, вы извините Семёна, он просто в вас влюбился, с гормонами не справляется. (убегает)

СА. Что-о?

ЛЮ. Да это давно уж не секрет, чего ты. А Гузя, кстати, сама по нему сохнет. Смотри-ка, сдала пацана, надо же.

СА. Гузя Павлу глазки строит.

ЛЮ. Павлу все глазки строят. А на самом деле ей нравится Семён - я тебе точно говорю.

СА. Да быть этого не может.

ЛЮ. А почему нет?

СА. Семён же умный.

ЛЮ. А что, влюбляются только тупые, что ли?

СА. Ты серьезно спрашиваешь?

ЛЮ. Соня. Они ничего такие, гуглят быстро, но им по шестнадцать, алё.

СА. Капец, ну этого мне только не хватало. Я в шестнадцать такой хурмой не маялась.

ЛЮ. Дай угадаю, в шестнадцать единственной твоей безответной любовью был Герман Гессе.

СА. Умберто Эко, но суть улавливаешь. Воннегут еще.

ЛЮ. Ужас, бедные твои дети, Соня. (закашливается) Я с этими возгораниями астму заработаю.

СА. Пошли, пошли.

Сцена 5

Свет в классе

ТРЕК 7 Фонограмма – звонок на перемену

Все гурьбой входят в класс

Карим. Слушай, ну а все время ругаться и психовать лучше, что ли?

Лиза. Лучше! Все родаки ругаются, поругаются-поругаются и перестанут. Мы в Италию должны были ехать в октябре, и чо теперь, я из-за них должна тут оставаться? Это вообще ад какой-то! Я им сказала, что если они со мной так поступят, я им никогда не прощу. Что это за эгоизм такой? Надо же и о детях думать хоть иногда.

Семён. (не отрываясь от планшета) Плохие, плохие родаки! Фу-фу-фу.

Лиза. Ты заткнешься когда-нибудь?

Семён. Когда сдохну.

Лиза. Поскорей бы.

Семён. Лиза, я тебя не подведу!

Лиза. Супер.

Рита. Теперь по закону жанра он попадет завтра под машину, а ты будешь всю жизнь мучиться.

Лиза. Нет, я в другом жанре написана, без угрызений совести. Разве что я сама его собью машиной.

Рита. Радуйся, Сёма, тебе еще года два ничего не угрожает.

Семён. Я счастлив.

Карим. (Лизе) Короче, я бы на твоем месте дал им разойтись спокойно. Они взрослые, имеют право.

Лиза. Они имели право, пока меня не было, а раз завели семью, пусть отдуваются. И вообще, что ты пристал? Твои будут разводиться - проявишь свое мега-благородство.

Карим. (грустно) Мои не будут.

Лиза. Не зарекайся, друг мой, не зарекайся. Никогда не знаешь, когда твоей мамаше подвернется студент в классных джинсах.

Карим. (смиренно) Да, ты права.

Гузель. Ты совсем, что ли?

Лиза. Что?

Гузель подходит к Лизе, шепчет ей что-то на ухо.

Лиза. Блин. Карим, извини меня, я же не знала…

Карим. Да ничего страшного, они давно уже…

Лиза набирает номер, идет на выход.

Лиза. (чуть не плача) Мам, привет, нет, ничего не случилось, я просто… (выходит)

Семён. Вот это мгновенный воспитательный эффект и смена жанра. Лол.

Гузель. Ты невыносим!

Семён. Рад стараться.

Воцаряется тишина. В тишине этой слышно, как возятся братья, как будто не замечая ничего вокруг. Все невольно оборачиваются и смотрят.

Костя. [берет Мишу за кончики пальцев, другую руку кладет ему на горло, отпускает пальцы, трогает мишин подбородок]

Миша. [берет Костю за большой палец]

Костя. [кладет ладонь Мише на живот]

Миша. (пожимает плечами) Ну, как хочешь.

Костя встает, подходит к Кариму.

Костя. [берет за большой палец Карима]

Карим: Отстань, придурок! (отбивает руку Кости и выходит из класса)

Паша. (Мише) Ты бы держал обезьянку на привязи, а?

Гузель. Паш, может, хватит?

Паша. Да противно, как радужные мальчики какие-то.

Рита. Пашечка, а почему тебя это так беспокоит? Боишься, что всех парней отобьют у тебя?

Паша. Как, Ритуля, наверное, тяжело родителям, когда все дети ненормальные.

Рита. Да они каждый вечер плачут. Ты что думаешь, я с вами учусь? Да чтобы побыстрее доучиться и свалить из дома, а то жалко их, они дни в календаре зачеркивают до свободы.

Паша. Верю.

В класс входит Софья Алексеевна, тихо садится на свое место.

Семён. Вообще круто, с пожизненного заключения могут лет через двадцать выпустить, если хорошее поведение. А если ребенка завел, это примерно столько же, а конца срока все равно не видно.

Рита. Ну, где ж ты видел у родителей хорошее поведение? Ад. Все, никаких детей. Я чайлд-фри теперь.

Возвращается Карим, за ним идет Лиза, трет глаз с потекшей тушью.

Карим. Здрассте, Софья Алексеевна.

СА. Здравствуйте, Карим. Лиза, кто вас обидел?

Лиза. Да не, все нормально.

СА. (громко) Ребят, начнем чуть пораньше? У вас там дальше последнего английского нет (ребята возмущаются), я вас раньше отпущу.

Все расходятся по местам.

ТРЕК 8 Фонограмма – пожарная сирена

Мигание света

СА. Да что ж за хрень такая! Извините.

Софья Алексеевна выскакивает в коридор и быстро возвращается.

СА. Так, ладно, мы сейчас опять пойдем на выход, но сначала, пожалуйста, послушайте меня. В прошлый раз я не сдержалась и повела себя не корректно. Мне бы не хотелось продолжать эту ситуацию, поэтому я прошу вас меня извинить. Окей?

Все смущенно кивают.

Костя [хлопает по груди Мишу].

Все смотрят по очереди друг на друга

Семён. Софья Алексеевна.

СА. Да?

Семён. Извините меня. Я был не прав.

СА. Принято. Мир. А теперь быстро выходим.

Входит Директор.

Директор. Ну что такое опять?

СА. Мы выходим.

Директор. Вы должны были выйти три минуты назад.

СА. Ну а выходим сейчас.

Директор. Быстро!

Все выходят

Свет в классе гаснет

Сцена 6

Свет на авансцене слева (учительская)

ТРЕК 9 Фонограмма – пианино (напряженная музыка)

Директор обращается к зрителям как к педсовету. Людмила Юрьевна стоит рядом с директором. Софья Алексеевна стоит в зрительном зале.



Директор. Добрый день! В общем, свои идеи по поводу возгораний я озвучил в письме, теперь прошу всех высказаться. Что вы думаете? За, против, альтернативные варианты?(пауза) Мне кажется, самый действенный метод - выпускать в коридор только под присмотром.

СА. Мои такое терпеть не будут.

ЛЮ. О, да. Эти не будут.

Директор. Что значит «не будут»? Они учащиеся, есть правила, не будут соблюдать правила - не аттестуем! Кто тут главный вообще, мы или они?

СА. Главная у нас всегда была вменяемость правил, Марат Муратыч.

Директор. А что тут невменяемого? У нас чрезвычайное положение, мы временно принимаем меры.

СА. Водить людей везде строем и под конвоем - это не меры. У нас не тюрьма и не армия.

Директор. У нас за четыре недели четыре возгорания. Пока это все дымовушки, но если случится реальный пожар и кто-то пострадает, кому будет настоящая тюрьма? Скорее всего, мне, а не вам! Поэтому я понимаю вашу беспечность. Но решать что-то надо, потому что уже не смешно. Предлагаю ввести народную дружину.

ЛЮ. В смысле?

Директор. Выделите ответственных от каждого класса, пусть патрулируют школу.

ЛЮ. С уроков снимать?

Директор. Ну не всех же, одного из класса, будут меняться.

СА. Меня устраивает! Мы решили? Можно уже пойти?

Директор. Нет. Еще я хочу попросить всех классных руководителей поговорить со своими, вдруг кто-то что-то знает, но сам не решается сообщить. Надо что-то придумать. Ящик для анонимных записок, что ли?

СА. То есть провоцировать доносы?

Директор. На-блю-да-тельность. Провоцировать наблюдательность!

СА. Ну, тогда никакой анонимности, потому что аноним может без последствий обвинить кого угодно.

Директор. То вы мне доказываете, что они все у вас особенные и прекрасные, то утверждаете, что они начнут друг на друга стучать.

СА. Мои не начнут, насчет остальных есть сомнения.

ЛЮ. Ну, знаешь ли, это некорректно. А может, лучше допросить кого? Вы только скажите, - у меня большой опыт. Каждый день допрашиваю, почему прогулял, сменка где, маска где?

Смеются

ТРЕК 10 Фонограмма – пожарная сирена

Мигание света

Директор. Да вашу ж мать! Извините. Вот я об этом и говорю!

ЛЮ. Уроки уже у всех закончились. Значит, это не ради прогула.

Директор. Во время возгораний никаких контрольных, проверочных работ ни в одном классе не было... проверял. Что-то я не улавливаю сути сообщения. Логики не вижу. Ерунда какая-то.

ЛЮ. Может, это какой-то намёк?

СА. А нам сейчас не надо случайно, теряя тапки, эвакуироваться? А то тревога была три минуты назад, Марат Муратыч.

Директор. А я никого не держу, пожалуйста. Только пройдитесь, пожалуйста, по коридорам, не остался ли кто.

Софья Алексеевна уходит.

ЛЮ. Если хотите знать мое мнение, то либо нас от чего-то отвлекают, либо ставят над нами какой-то эксперимент.

Директор. Кто, дети?

ЛЮ. Ну а кто? Это мы же сами их учим - экспериментируй, проверяй, ничего не бойся. Помните, несколько лет назад пацан в окно сиганул с огнетушителем?

Директор. Это был не огнетушитель, а прототип реактивного ранца, чтоб вы знали. Забудешь тут, я струхнул тогда не передать как.

ЛЮ. Как он, кстати?

Директор. Как-как. Физфак!

Выходят.

Свет гаснет на авансцене

Сцена 7

Свет в классе, мигание света

ТРЕК 10 Фонограмма – пожарная сирена

Рита вталкивает Мишу и Костю в пустой класс.

Миша. Нам влетит, если нас тут найдут.

Рита. Да никто уже не пойдет искать, уроки закончились.

Миша. А ключ у тебя откуда?

Рита. Ну, это не фокус. С чего начнём?

Миша. А что ты бы хотела узнать?

Рита. Всё.

Миша. Это не очень конкретно.

Костя. [трогает Риту за ухо]



Рита. Вот что это значит?

Миша. Это значит, что Костян признает в тебе своего.

Рита. А как сказать, что я тоже признаю?

Миша. Можешь просто повторить.

Рита. [трогает Мишу за ухо] [трогает Костю за ухо]

Миша. Не рановато?

Рита. А когда будет нормально? Через пару лет?

Миша. Не знаю. Наверное, как-то так.

Рита. Ну, через пару лет я уже буду учиться в университете, причем возможно не в этой стране.

Миша. Ты на сколько лет вперёд про себя всё знаешь?

Рита. Ну, на десять примерно. Мне пятнадцать, через год я поступлю, через три закончу, потом аспирантура, где-то в двадцать три выйду замуж и заведу сына.

Миша. Ого, чётко всё расписано. А если что-то пойдёт не так?

Рита. Ну, до сих пор всё шло по плану.

Миша. А пол ребенка тоже, думаешь, будет по плану?

Рита. Ну, я просто не знаю, что я буду делать с девочкой…Они унылые.

Миша. Тем не менее, у тебя может родиться девочка. Или, например, слепой ребёнок, и ты его оставишь в роддоме?

Рита. Конечно же, нет.

Миша. Не оставишь?

Рита. Не родится. Я же не буду курить там, или колоться, от чего там дети еще портятся?

Миша. А, понятно, ты всё предусмотрела.

Рита. Я слышу сарказм.

Миша. Это потому, что я сарказмирую.

Рита. Ничего, я привыкла. Если ты младше всех, все всё время тебя поучают и насмехаются.

Миша. Я не насмехаюсь, извини.

Рита. Да фигня. А Костя сразу не разговаривал?

Миша. Ты можешь говорить с Костей, он здесь и всё понимает.

Костя. (кивает) [трогает лоб Риты]

Рита. Это что?

Миша. Ну, это что-то вроде «все окей».

Рита. А зачем друг друга трогать?

Миша. А почему нет?

Рита. Как сказать. Это выглядит немного, ну, как это…

Миша. Странно?

Рита. Да не то слово. Знаете, не все любят, когда до них дотрагиваются. И смотреть тоже, неловко как-то. Это как, не знаю, когда люди целуются прямо на улице.

Миша. Можно же отвернуться.

Рита. А знаешь, вот отвернуться почему-то невозможно. Вроде и противно, а стоишь и смотришь.

Миша. Да, тяжело тебе.

Рита. Так зачем вы трогаете друг друга, если это всех так раздражает?

Миша. Мы так разговариваем…(пауза) Когда мы были маленькие, Костян не говорил, а я не видел - ну и как-то пришлось выкручиваться.

Рита. Почему не видел?

Миша. Ну, наверное, мама кололась, если следовать твоей логике.

Рита. А она кололась?

Миша. Без понятия.

Рита. Ты же не слепой сейчас (машет рукой у Миши перед лицом).

Миша. Ну, нас забрали из интерната, и оказалось, что мне можно просто операцию сделать, теперь очки нацепил - и ура.

Рита. Офигенно. Так вы приемные, что ли?

Миша. Угу.

Рита. То есть, вас из детдома забрали, и теперь вы тут учитесь? Во, повезло! Я два года из штанов выпрыгивала, чтобы меня в этот класс взяли.

Миша. Да, нам всегда очень везло.

Рита. Извини, я глупость сморозила. Блин, ну извини, что я не инвалид и не сирота!

Миша. Ладно, не заводись, я не буду больше.

Рита. Ты учить-то меня будешь?

Миша. А если честно, тебе это зачем?

Рита. Что зачем?

Миша. Ну, учить это всё.

Рита. Просто люблю всё знать.

Миша. Звучит неправдоподобно.

Рита. Это вы, ребята, выглядите неправдоподобно, я ж молчу.

Миша. В каком смысле?

Рита. Я думаю, вы придуриваетесь. Ну, я посмотрела кучу видосов с больными, которые говорят жестами или, как вы, трогают друг друга. Вы не похожи на больных, ваш язык не похож на язык.

Миша. Да пошла ты. Костян, идём отсюда.

Костя не двигается с места. Миша идет к двери,возвращается.

Миша. (зло) Выпусти нас.

Рита. Не выпущу, пока не объяснишь.

Миша. Выпусти, я сказал.

Рита. Нет.

Миша. Я в полтора раза тяжелее тебя, и мне не хочется применять силу.

Рита. Угрожаешь?

Миша. А ты всегда людей запираешь, чтобы пообщаться?

Рита. Нет, пока только вас.

Миша. (спокойно, с расстановкой) Знаешь, я чувствую себя неважно. Боюсь впасть в бешенство и потерять человеческий облик. Давай завтра поговорим. Костян, ты идешь?

Костя яростно мотает головой.

Миша. Ну что ж такое-то!

Костя. (подходит) [трогает ухо Миши, потом подбородок]

Рита. (в восторге) О! О! Это значит «свой», и «говорить!» Всё понятно! Я свой, говорите со мной.

Костя. [берет ладонь Риты, дует на неё]

Рита. Это я!

Костя. [кладет ладонь Рите на макушку]

Миша. Э-э-э.

Костя. [трогает Мишу за ухо, потом касается лба]

Рита. Вот, видишь, всё в порядке, я своя! А что значит это? (кладет ладонь себе на голову)

Миша. Это дом. Костик приглашает тебя к нам.

Костя. [трогает мишину щеку]

Миша. Костян на меня сердится.

Рита. А ты сердишься на меня. Сердитый треугольник. Так, я придумала. [кладет ладонь на голову Кости, кладет ладонь на голову Миши]

Костя. [стучит Риту ладонью по грудной клетке]

Миша. А кто дома?

Рита. Сёма, но он вас уже знает, и, вроде, выжил.

Миша. Хорошо, пойдём.

Рита. Тут недалеко.

Выходят.

Свет в классе гаснет

Сцена 8

Свет на авансцене справа (рекреация)

ТРЕК 11 Фонограмма – пианино

Выходят Гузель, Лиза, Паша, Валентин, Карим и садятся на подушечки, наблюдают за Мишей, Костей, Ритой.

Рита. [кладет ладонь на голову Косте]

Костя. [гладит Риту пальцем по щеке, легко тыкает кулаком в грудь]

Рита. Да он дебил просто, не обращай внимания.

Миша. [тыкает Костю кулаком в грудь, потом хлопает ладонью по лбу]

Костя. [хлопает Мишу по груди ладонью]

Уходят

Лиза. А Ритка теперь с этими полудурками ходит?

Паша. Она со своим братом всю жизнь тусовалась, ей не привыкать.

Гузель. Просто ей нравятся постарше.

Карим. Ну, мы тут все её постарше, и, походу, не очень ей нравимся.

Гузель. Михаилу восемнадцать в феврале.

Лиза. Да ладно!

Гузель. Я немного тут справки навела.

Паша. А так не похоже. А что он тут делает вообще?

Гузель. Видимо, за братом присматривает.

Лиза. Тоска-а-а. Я сейчас-то уже в школе от скуки дохну…

Паша. Ну, может, ему всё в новинку, буквы там, цифры.

Валентин. Да брось, как-то же они поступили.

Гузель. Я скажу тебе как! Они позвоночные!

Валентин. А ты беспозвоночная, что ли?

Гузель. Нет, это так говорят, когда принимают не по конкурсу, а по звонку. Кто-то позвонил директору и велел их взять.

Лиза. Ну, всё. Теперь они меня еще больше бесят. И я тоже хочу всё в письменном виде сдавать, мне, может, устно тоже отвечать трудно.

Карим. Может, программа какая-то, для инвалидов?

Лиза. Карим, ну какие инвалиды? Руки-ноги на месте. А если ты умственно отсталый, то надо идти в класс к отсталым. Есть же куча средненьких классов, но нет, они решили нас разбавить. Я вообще не понимаю, почему я должна с ними учиться. Мы не для этого столько вложили сил и денег, чтобы сюда попасть.

Гузель. (с ухмылкой) Мы?

Лиза. Ну, родители. А ты типа если на стипендии, то можешь всех этим притыкать? Я не буду оправдываться за то, что у меня предки норм зарабатывают!

Гузель. Я три года поступала, мне, знаешь, тоже не улыбается, что кому-то можно просто прийти по блату типа, здрассте, это Миша и Костя, они теперь такие же, как вы.

Валентин. Может, они сами как-то захотят уйти.

Лиза. Ты сам-то в это веришь? Как отсюда можно добровольно уйти? «Ооо, я так хочу уйти из лучшего класса в какой-то похуже!» 

Паша. Не знаю, мне в триналке было ничо так.

Лиза. А чего сюда приперся?

Паша. Отец настоял. Я сам бы там остался.

Лиза. Сколько вас там в классе было?

Паша. Двадцать восемь.

Лиза. Да уж!

Паша. Зато из них шестнадцать девчонок, а тут выбрать не из кого.

Лиза. Это потому, что тут избранные.

Карим. Вот это сейчас было, Паш, не очень вежливо.

Паша. Да мне пофиг!

Лиза. Я пошла, всем поки.

Паша. Ты на остановку?

Лиза. Да, но не с тобой.

Паша. Океееей.

Карим. Ладно, пошли ребята.

Свет на авансцене справа гаснет

  

Сцена 9

Свет в классе

ТРЕК 12 Фонограмма – звонок с урока

Все вяло собираются, но еще не встают. Нет Риты, она на дежурстве.

СА. Насчет пьесы, задание такое, до следующей недели посмотрите, пожалуйста, фильм, и скажите мне, какие там отличия от текста, какие сцены пропали, и почему, с вашей точки зрения, их вырезали.

Гузель. Но и так понятно, что если что-то вырезали, то это цензура.

СА. Нет, непонятно. «И так понятно» - это способ отмахнуться. А, может, это замысел режиссёра? Вообще, ребята, бойтесь вот этого «понятно», оно часто обманчиво, надо стараться к любому делу подступать так, как будто вы изначально ничего не знаете. На все смотреть свежим взглядом…

Входит Директор

Директор. Всем добрый день! У меня есть к вам срочное дело. Как вы могли заметить, у нас в школе завелся пироман, все время что-то горит. Поскольку это опасная ситуация для всех, мы вынуждены провести небольшое расследование. Поэтому я прошу не расходиться, а прямо сейчас подойти в мой кабинет по одному, чтобы перекинуться парой слов.

Семён. Это что, допрос?

Директор. Семён, а кто тебя учил так со старшими говорить?

Семён. (как примерный ученик поднимает руку) Извините, Марат Муратыч, можно вопрос?

Директор. Да, Семён.

Семён. (встает) Это что, допрос?

По классу пролетает смешок.

Директор. Нет, конечно! Это просто личные беседы. Имею я право лично побеседовать с приятными мне людьми?

Семён. А если это личная беседа, от нее можно отказаться?

Директор. А-а, ну-у, конечно. Ну, кто первый хочет побеседовать?

Тишина.

Директор. Что, никто? Тогда будем вызывать по порядку, как сидите. Гузель, пойдем?

Гузель. Спасибо за приглашение, Марат Муратович, но я не хочу.

Директор. Что значит «не хочу»?

Гузель. Не хочу беседовать, вы же сказали, можно отказаться, я отказываюсь.

Директор. Лиза?

Лиза. Не в настроении сегодня.

Карим. (поднимая руку) Извините, мне надо сестру из продленки забрать, можно я пойду?

Директор. Побеседуем, может, сначала?

Карим. Нет, спасибо. (нервно запихивает вещи в рюкзак)

СА. Идите, Карим, идите.




Директор. Так. По-хорошему вы не хотите. Тогда это допрос, идем все по алфавиту ко мне.

Лиза. Так, всё, я звоню папе.

Семён. И адвокату своему звони, нас накрыли! Будем всё отрицать.

Директор. Семён, если ты думаешь, что это смешно, я тебя огорчу, это не смешно.

Семён. (не поднимая головы) Вы разбили мне сердце, Марат Муратыч.

Костя. [берет Мишу за запястье]

Миша. [хлопает Костю по подбородку снизу, щипает за подбородок]

Костя. [берет Мишу за большой палец]

Миша. (отрицательно качает головой) [трогает лоб Кости]

Директор в недоумении смотрит на пантомиму.

Директор. Константин, пойдешь со мной поговорить?

Костя. Нет.

Вест класс смотрит на Костю.

Паша. Оба-на, оно разговаривает.

Лиза. Ты погоди, может, это звукоподражание, как у скворцов.

СА. (с изумлением) Паша, Лиза, вы чего?

Директор. Михаил, может, ты?

Миша. Вряд ли.

Софья. Марат Муратыч, вы же видите, никто не хочет с вами беседовать. А для допроса вам придется договариваться с родителями. Но вообще я не понимаю, на каком основании?

ТРЕК 13 Фонограмма – пожарная сирена

Мигание света

Директор. Вот на этом! Вот на этом основании!

СА. (торжествующе) Вот, видите!? Горит там, а все мои - тут! Это значит, что они ни при чем!

Директор. Нет, не значит.

Софья. Почему это?

Директор. Они тут, значит, они во время поджога точно в школе, значит, могли.

Софья. Но вы-то тоже тут! Значит, и вы могли!

Директор. Что стоим? Выходим все быстро!

Вбегает Рита, в спешке врезается в выходящего директора.

Директор. Где горит?

Рита. В подвале где-то…

Директор вылетает из класса. Все выходят.

Лиза. (выходя в дверь) М-м, Рита, а твой парень-русалочка умеет разговаривать, ты в курсе?

Гузель. (выходя в дверь) Думаю, Рита знала, они же такие друзья.

Рита в недоумении смотрит на Костю и Мишу.

Миша. Не бери в голову.

Рита. Костик?

Костя. (подходит к Рите) [берет ладонь, дует на неё]

Рита. Так, ладно. Пошли. Потом разберемся.

Семён. Ты пропустила вообще всё.

Рита. Что?

Семён. Ща расскажу. [кладет ладони на макушки одновременно Мише и Косте] Пацаны, пошли к нам.

Костя. [трогает лоб Семёна, стучит его ладонью по груди]

Паша. Что это на хрен значит?

Семён. Паштет, это наше, масонское, тебе не понять.

Свет в классе гаснет, включается на авансцене

 

Сцена 10

Свет на авансцене в центре (коридор)

ТРЕК 14 Фонограмма – пианино

Выходят Костя, Рита, Миша и Семен

Костик. [держит Мишу за запястье]

Миша. [трогает Костю за плечо]

Костик. [берет Мишу за кончики пальцев, отпускает]

Миша. Да нет, ну ты что.

Рита. [трогает лоб Кости]

Входят одноклассники




Семён. [трогает лоб Кости, затем свой] Да, Костян, все нормально, потопчутся неделю под окнами и разъедутся. Ты бы видел, что тут творилось, когда малой один в окно сиганул.

Лиза. А чего нервничать, если ничего не делал? Может, это вы поджигаете?

Семён. Лизка, а может ты? Ты же у нас девушка экспрессивная. Накатило чот, и пошла жечь.

Паша. Экспрессивная девушка у нас только ты, Сёма.

Группа поддержки смеется

Семён. А ты у нас самэц! Грубый, неотесаный, дикий.

Паша. Отвали. Зато ты пожилых тёток любишь.

Семён. Что?



Валентин. Да ладно, Сёма, все же в курсе, что ты на Софью запал.

Семён. Я? (Хохочет. Несколько громче, чем следовало бы)

Гузель. Сём, ну извини. Вся школа в курсе, включая Софью. Ты и концерты свои устраиваешь только на русском и литре, ты ж на физике или на английском так не елозишь? Нет!

Костя. (подходит к Гузели) [закрывает ей рот ладонью]

Гузель. (отталкивая Костю) Не подходи ко мне. Когда вы уже в следующую школу сбежите?

Миша. Нам тут нравится.

Костя. [стучит себя ладонью по груди]

Лиза. Нравится? Что именно? Что вас все терпеть не могут? Офигенно.

Рита. Зато тебя здесь все обожают!

Лиза. Ну, я хоть не даю себя лапать на глазах у всех, как некоторые.

Семён. Какие вы уроды все, это невыносимо просто. Я пошел.

Семён уходит, сталкивается с Софьей Алексеевной

СА. Что тут у вас случилось опять?

Гузель. Небольшой конфликт вышел.

СА. Мне нужно что-то об этом знать?

Гузель. Наверное, нет.

СА. Хорошо. Тогда быстренько заходим, а я на экстренное совещание.

Все заходят в класс и сидят, уткнувшись в телефоны.

Свет в классе гаснет

Сцена 11

Свет на авансцене слева (учительская)

ТРЕК 14 Фонограмма – пианино напряженная

Директор, Людмила Юрьевна, Софья Алексеевна.

Директор. В общем, по всему выходит, что это твои новенькие.

СА. (ледяным тоном) По чему это «по всему»?

Директор. Ну, мы всех проверили, больше некому. Никто ничего не видел, никто не сознается. И! В предыдущей школе, где они учились, был пожар.

СА. И что? Кто-то доказал, что это были они? Ты еще найди, сколько пожаров было в их городе за последние десять лет, и все их тоже к делу пришей.

Директор. Сонь, ну а кто еще-то?

СА. Ты серьезно сейчас? Мне последние две недели кажется, что тебе что-то вкололи, реально. Это же бред, Марат.

Директор. Если только вакцину…

ЛЮ. Марат Муратыч, ваше обвинение звучит и правда несколько… голословно.

Директор. Да вы не понимаете, школу скоро прикроют к чертовой матери: родители мне звонят круглосуточно.

ЛЮ. А что вы предлагаете?

Директор. Исключить. Дальше передавать не будем, потому что все-таки не доказано ничего.

СА. А если ничего не доказано, то на каком основании исключить? Учатся они вроде бы ничего так.

ЛЮ. Да вообще молодцы мальчишки, у меня тоже претензий нет. Звезд с неба не хватают, но стараются, и мозг-то есть, это видно.

Директор. Кстати, поджигает кто-то умный! Следов не оставляет, каждый раз новая схема, в обход всех камер!

СА. Если «умный» это улика, то давай всю школу исключать, мы тупых-то здесь не держим. Так, я чувствую, как во мне поднимается волна гнева, щас она нахлынет, и я за себя не ручаюсь, так что я пошла, поговорим потом.

Выходит.

ЛЮ. Ловко. Надо тоже так начать делать: выходить до начала скандала. Очень удобно.

Директор. Угу. Очень. Мы вот так и развелись. Она выходила, выходила, потом стала чаще выходить, а потом насовсем вышла. Вот только из школы не уволилась…

Возвращается Софья, в совершенном шоке, с телефоном в руке.

ЛЮ. Что стряслось?

СА. Семён. Таблеток наглотался.

Директор. Что, прямо в школе?

ЛЮ. Живой?

СА. Живой, но чуть печень себе не угрохал. Не в школе, Марат, успокойся. Он утром сегодня ушел с моего урока.

ЛЮ. Ну, живой, и слава богу.

СА. Ох, блин, надо Рите сказать.

Софья Алексеевна выбегает. Директор и Людмила Юрьевна выходят.

Свет на авансцене слева гаснет

 

Сцена 12

Свет в классе

Класс. Лиза, Карим сидят на партах, Паша стоит на стуле. Гузель сидит заплаканная и переписывается с кем-то. Миша и Костя сидят молча.

Паша. Вот это мое любимое место из Семена (читает со смартфона) «...и самое обидное, что вы слишком скучны и глупы, чтобы оценить, насколько вы скучны и глупы!»

Лиза.

«Легко не думать ни о ком, когда накрылся колпаком,

Травить всех острым языком, когда с отравой не знаком…»

Паша. Вот это я понимаю, Сема прозрел!

Карим. Я, если честно, не понимаю, что тут смешного.

Паша. Это потому, Карим, что ты слишком унылый и тупой. Ой, извини, скучен и глуп. 

Гузель. Мы точно уроды.

Лиза. Гузя, ну кто же знал, что наша муся такая нежная. Как самому всех круглосуточно оскорблять, так это в порядке вещей. А как его задели, так сразу он ранимый, а мы уроды.

ТРЕК 14 Фонограмма – пианино напряженная

Входит Рита.

Валентин. (Рите) Ты как?

Рита. Да ничо, нормально. Я хотела остаться, мне не разрешили, типа, только час в день посещение. Так что я сюда пришла, что ещё делать-то.

Костя. (подходит) [трет Рите ухо]

Рита. Спасибо, а это тебе привет. [хлопает Костю по подбородку снизу]

Карим. Это что?

Рита. Тебе-то какая разница?

Карим. Я хочу узнать. Он меня тоже за палец хватал.

Рита. Никто тебя не хватал, не выдумывай [берет Карима за большой палец] это поддержка [хлопает Карима по подбородку снизу] а это Семён.

Карим. А. А я как называюсь?

Рита. Как представишься, так и будешь.

Карим. (Косте) А что делать-то нужно?

Рита. Вот это, например, я [берет ладонь Карима, дует на нее]

Карим. Прикольно. (подходит к Косте)[несколько раз хлопает Костю по спине]Так нормально?

Костя. [кладет руку на живот Карима, потом трогает его за подбородок]

Карим. (меняется в лице, но стоит неподвижно) Ага. Ну ладно.

Паша. Еще один вступил в секту щупальщиков. Или как вы себя называете? Трогательное братство?

Рита. А у тебя, Паша, кстати, имя уже есть. (стремительно подходит) [бьет Пашу кулаком в грудь].

Гузель. Кстати, Паш, очень подходящее тебе имя. 

Миша. А он сам так представился, в первый же день.

Паша. Не было такого. Я не бью никого.

Рита. Лучше бы мы кого-нибудь били.

Входит Софья Алексеевна. Осматривает класс.

СА. Я так понимаю, вам уже всё рассказали, и мне повторяться не надо?

Паша. Да он сам всё и слил у себя на странице. Два часа сидел ныл, прежде чем аптечку выжрать. Хотите почитать?

СА. Нет, спасибо. А что же никто не приехал, если, как вы говорите, это длилось два часа?

Паша. Да он же клоун, он всегда так делает, пишет хрень какую-то, не поймешь.

Костя. [трет уши]

СА. Давайте не будем это долго обсуждать, только если человек в такие моменты выглядит глупо, и стыдно, и кажется, что он больше рисуется - все равно он делает такое от большой боли. Рита, как вы?

Рита. Я нормально, спасибо.

СА. Так, теперь мне нужно прояснить один важный момент, вернее, даже два. Миша, Костя, я не знаю, как вам это удалось, но, возможно, вас скоро будут пытаться отчислять. Хочу сказать вам об этом сразу, чтобы вы не узнали случайно.

Миша. (обреченно) Понятно.

Костя. [берет Мишу за большой палец]

Миша. Угу.

Костя. [трет уши]

Миша. Да брось. [трогает лоб Кости]

СА. Я еще не закончила. Скажите мне, глядя в глаза, вы имеете хоть какое-нибудь отношение к этим чертовым пожарам?

Миша. Нет.

Костя. Нет.

Карим. Кость, а ты кроме «нет» умеешь что-нибудь говорить?

Костя. Нет.

Миша. Когда мы были маленькие, это было очень нужное слово. Другие мне его не удалось уговорить выучить.

СА. Язык отказа, прекрасно. У меня еще есть вопрос. Вы хотите остаться или хотите уйти?

Миша. Я не знаю.

Костя. [кладет ладонь Мише на голову]

Миша. [трогает костин висок, проводит пальцем по щеке Кости]

Костя. [берет мишину ладонь и шумно дует на нее, хлопает Мишу снизу по подбородку, хлопает по спине]

Миша. [трогает Костино плечо] Мы хотим остаться.

СА. Тогда вам придется дать всем желающим пару мастер-классов.

Миша. Чего?

Костя. [трогает Мишу за подбородок]

СА. Да-да, вот этого.

Лиза. Блин, с таким общением весь мэйкап вечно смазан будет и прыщи полезут.

СА. Ну, вы можете не учиться, Лиза, никто же не неволит.

Лиза. Да я смотрю, что уже, вроде как, и надо. А то моргнуть не успеешь, и ты уже отсталый.

Паша. То есть раньше у нас был один юродивый, а теперь мы будем класс юродивых?

СА. Юродивым быть не страшно, Павел. Страшно издеваться над кем-то, не понимая, как это отвратительно.

Лиза. Паша, короче, не сопротивляйся.

Паша. Не, ну понятно же, если я откажусь, то не буду вас понимать.

Лиза. Миш, а все-таки, почему ты руку женщинам не пожимаешь?

Миша. Я не...

Рита. Просто взять за руку - это если ты скучал. А если вы еще не знакомы, то…

Лиза. А что, нельзя было сразу вот так объяснить по-человечески?

Миша. Извини. Кажется, сразу нельзя было.

Лиза. (смеется) Вот вы придурки.

СА. Я рада, что вы приходите к пониманию, но у нас еще есть чуток времени. Мы сейчас быстро садимся, разбираем тему, а тест сделаете самостоятельно дома.

Валентин. А может, поучим лучше марсианские языки?

СА. В свободное время поучите. На моих уроках - не раньше, чем по ним будут госы. Садимся все.

Свет в классе гаснет

Сцена 13

Свет на авансцене в центре

ТРЕК 15 Фонограмма – Tom Walker & Masked Wolf - Something Beautiful

На авансцену выходит Семен, к нему подходят

Гузель. [кладет ладонь на голову]

Лиза. [берет за предплечье]

Карим [хлопает по спине]

Валентин. [правой рукой дотрагивается до левого плеча]

Паша. [мягко бьет в грудь]

Рита. [дует на ладонь Семена]

Костя. [кладет ладонь на живот Семена]

Миша [кладет ладонь на горло]

СА. [обнимает Семёна]

Все обнимают Семена - капуста



ТРЕК 15 Фонограмма – Tom Walker & Masked Wolf - Something Beautiful (громче)

Директор и Завуч сначала переглядываются, затем тоже обнимают детей.

Все актеры спускаются в зал и пожимают руки и дотрагиваются до зрителей.

ТРЕК 16 Фонограмма пианино - раздумье



Комментариев нет:

Отправить комментарий