вторник, 4 июня 2013 г.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ


Тренинг для молодежных работников
"Соль неформального образования"
29-30 июня 2013 г. в Клоогаранд (под Таллинном)
 
Здравствуйте, коллеги! Уже в воскресенье разобрала все свои каракули-конспекты, а сейчас выставляю расшифровку в блог.
На одной из таких встреч нам говорили о трех направлениях работы с молодежью. И мне они нравятся :-)
 
1.Серьезная социальная работа (воспитание личностей, которым не приходилось бы в будущем обращаться за помощью в социальные службы)
2.Толерантность (умение жить в мультикультурном обществе)
3.Здоровый образ жизни.
 
Жизненные принципы, которыми должна руководствоваться молодежь
 (да и не только для молодежь):
Уметь учиться.
Уметь работать вместе.
 Уметь жить с другими людьми.
 И просто уметь жить.
А вот и игры. Боюсь, что в некоторых описаниях их могут понять только те,
кто в них играл:-)
 
1.     Встаем в круг, друг за другом. Массируем уши («когда просыпаетесь, начинайте с массажа ушей, там сосредоточены все части и органы тела, это слепок человеческого эмбриона»). Массируем плечи («много на них свалилось в этом году»), переходим к шее («как ни странно, это она управляет головой J»), затем пробежимся по позвоночнику сверху вниз и обратно («как утром сбегаем по лесенкам, а вечером поднимаемся»).А теперь делаем то же самое, но только человеку, стоящему впереди партнера, которому вы только что делали массаж. Повернемся к человеку, который вам сделал массаж, и рисуем на его спине все то, что у вас связано с положительными эмоциями – солнце, смайл, сердце…и обнимаемся с впереди стоящими, насколько хватит длины рук.

2.     Повторяем имена. Встаем в круг. Ведущий начинает хлопать в ладоши и говорить «Таня-Таня», можно несколько раз, когда хлопает по коленям, называет имя другого человека, стоящего в кругу. И т.д.

3.     Все сидят по кругу на стульях. Ведущий начинает делать движение – потирает руками, сидящий рядом подхватывает. Все сидящие в кругу присоединяются по очереди. Ведущий меняет движение – щелкает пальцами, затем бьет по коленям и наоборот, щелкает пальцами, потирает руками.
Формальное, неформальное и информальное образование 
5.     Формальное образование. Делятся на первый-второй или шерше-ляфам. Встают друг напротив друга. Начинает  рассказывать стихотворение тот, у кого острее коленки. Меняются партнерами - внутренний круг продвигается на двух человек. Начинает говорить о том, как учит эстонский язык тот, у кого больше нога. Меняют партнера. Внутренний круг двигается влево, ведущий говорит "Стоп". У кого длиннее бровь рассказывает о том, зачем нужно Ученическое представительство в школе. Меняют партнера. Те у кого светлее волосы, говорят о домашних обязанностях. В этой игре, как в школе есть условия, ведущий управляет процессом.

6.     Неформальное образование. Выбрать любого человека и задать ему вопрос. В задании, как и в неформальном воспитание, есть свобода выбора партнера и вопроса.

7.     Информальное образование. Встать в круг. Закрыть глаза. Сделать пять шагов вперед и не глядя выбрать партнера. Не открывая глаза, держась за руки, научить чему-нибудь партнера. Не совсем обычные условия получения знаний.
Чему научился в последнее время? (формально, неформально и информально).

8.     Две команды. В каждой команде два участника отходят в сторону. Те и другие продумывают стратегию. Те, кого больше, решают как не дать прорваться в центр круга, а двое - как прорваться в центр круга. Затем две команды объединяются и выбирают лучшую тактику. Алгоритм: можно пробить круг, а можно ведь и договориться?

9.     Половина ребят из круга уходят в сторону. Те, кто остался в кругу, должны сжать сильно кулак и не давать разжать его до тех пор, пока тот, кто разжимает не скажет кодовое слово, которое знают только те, которым разжимают кулак (УФ! Самой бы понять J) . Кодовое слово «пожалуйста».

10.                        Мозговой штурм. Идеи проектов на следующий год. Из абсурдных идей рождаются, например, многоэтажные парковки. Чтобы сэкономить парковочные места, кто-то предложил ставить машины друг на друга, благодаря чему появились многоэтажные парковки.

12.                        Игроки стоят в кругу, руки лежат на ладонях соседей, у одного сверху, у другого снизу. «Летела стая диких лебедей. Один вожак сказал число…например, пять». Отсчитываем «один, два, три, четыре, пять». На каждое слово речёвки игроки бьют по ладошке. Тот, чье число оказалось «пять»  убирает руку, т.е.не дает ударить себя по руке.

13.                        Две команды стоят в затылок друг другу. Ведущий стоит сзади и показывает последним игрокам один из трех предметов, например, ручка, стэплер, линейка. В начале игры договариваются,  если ведущий показывает ручку, то игроки по очереди впередистоящему бьют по левому плечу, стэплер – по середине спины, линейка – по правому плечу. Первый игрок должен закричать, например, «Ручка!", если его ударили по левому плечу.

14.                        «Раз мобила, два мобила…

15.   «Сумасшедший Макс». Все сначала просто повторяют слова за ведущим «Меня зовут Макс. Я люблю молоко. Я не люблю яблоки. Меня считают сумасшедшим. Но я не сумасшедший. Не-ет!» Затем все повторяют за ведущим текст, крутя правой рукой над головой, затем правой и левой, потом добавляют левую ногу и в заключении крутят одновременно руками и дрыгают ногами. Каждый раз текст произносят более экспрессивно. В общем, сумасшедший дом.

16.                        «Муси-муси, кали-кали». Две команды, стоят в затылок друг другу. Первый бежит назад и обнимает последнего со словами «муси-муси, кали-кали». Все впередистоящие обнимают друг друга по очереди. Игра идет до тех пор, пока самый первый не занимает первоначальную позицию.

17.                        «Пираты». Игра по принципу объединения в группы. По одному драят палубу, по двое – фигура «Маяк», по трое – человек за бортом, четверо едят, шесть человек – строят лодку. Те, кто выбывает, поют пиратскую песенку.

18.                        Самостоятельно, в тишине подсчитать квадраты в рисунке. Затем объединяются по 4-5 человек и проверяют свои результаты. Синергия, умение договариваться.

20.                        Каратисты.

Ка-ри-бе-Ка-ри-бе У-у-у!

Камарджо -Камарджо У-у-у!

А умбала-А умбала

Умбала-умбала-умбала- йе-е!

Каждый раз добавляя энергии.

21.                        Я- мячик-мячик-мячик – поет ведущий, стоящий в центре круга и прыгает как мяч. Подходит к кому-нибудь из стоящих в кругу и поет «Ты- мячик-мячик-мячик» и теперь уже вдвоем приглашают стать мячиками. И так до тех пор, пока все не запрыгают.

22.                        Джей-джей куле! (2 раза)

Джей колеса! (2 раза)

Колесса ланга (2 раза)

Ланга шаланга (2 раза)

Ку эдэле (4 раза)

Дэле ку (2 раза)

Меняем настроение – скромно, шепотом, плачем, кричим.

23.                        Дается чистый квадрат. Задание: работая в парах надо поставить либо три крестика, либо три нолика. Алгоритм: все начинают играть в крестики-нолики, а ведь в условиях не было сказано, где ставить крестики-нолики. Можно было поставить даже вне квадрата. Задача поставить их рядом.

24.                        Игра «Крестики-нолики». Дам миллион тому, кто заполнит три крестика или три нолика. Алгоритм. Умение договариваться! Можно договориться и получат по полмиллиона каждый. Или три миллиона. Как? Думайте)))
 
«Игры на знакомство и доверие»
Конечно, лучше раз увидеть и поиграть, чем читать описание. Но, вдруг, пригодится тем, кто любит разбираться в инструкциях?
Это мое описание. Извините, если что-то не поймете:-)
 Методические рекомендации  в помощь классным руководителям,
руководителям по интересам и работникам молодежных лагерей

Знакомство

Реквизит: мягкая игрушка средней величины.
Комментарий: Передавайте мягкую игрушку по кругу, называя свои имена.
Теперь, передавая игрушку из рук в руки, попробуйте назвать имя соседа справа.
А теперь имя соседа слева.
Галерея портретов 1
Реквизит: бумага форматом А4, карандаш или ручка.
Попросите ребят наложить лист бумаги на своё лицо и осторожно обвести контуры бровей, глаз, нос, рот. Затем снять лист и дорисовать овал и волосы. Пусть подпишут своё имя и девиз жизни.

Галерея портретов 2

Реквизит: лист бумаги, фломастеры и английские булавки по количеству играющих ребят, бустик или кнопки.
Комментарий: Положите лист на лицо. Обрисуйте все выпуклости и вогнутости своего лица: глаза, нос, рот. Не забудьте про овал лица и волосы. Нарисовали? Теперь подпишите свой портрет.
Назовите своего любимого зверя или животное. Почему он вам симпатичен?
По очереди представьте свои портреты, назовите имена и любимца из мира фауны.
Повесьте свой портрет на стене как можно выше, он будет висеть там в течение всей смены.
 
Комплименты
В конце смены попросите снять детей свои портреты со стены, прикрепить английской булавкой лист чистой стороной к одежде на спину.
Комментарий: А сейчас у вас есть возможность написать «на спине» товарища комплимент в его адрес.
В игре изначально участвует воспитатель. Попросите детей написать комплименты всем. Времени должно быть достаточно.
 

Знакомство

Реквизит: мягкая игрушка средней величины. Комментарий: Встаньте в круг. Бросьте игрушку любому из стоящих в кругу ребят, назвав при этом своё имя. Запоминайте тех, кому бросаете игрушку и от кого получаете. Бросайте до тех пор, пока все не назовут свои имена. Повторите задание только в два раза быстрее.
Вводите в игру вторую игрушку. И проводите игру по той же схеме, только с двумя игрушками. Затем с тремя.
Комментарий: А теперь попробуем усложнить задачу. Бросая первую игрушку игроку, вы называете его имя. И так до тех пор, пока не назовут имя каждого участника игры. Бросая вторую игрушку, назовите любимое животное игрока.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы никого из ребят не забывали включать в игру.
  
Знакомство
Встаньте в круг. По очереди, выполняя какие-либо движения- прыжки, хлопки, воздушные поцелуи и т.п., называйте свои имена. Все игроки повторяют не только манеру исполнения, но голосовую интонацию.
Попросите детей не делать одинаковых движений. Можно, исполняя движения, доходить до центра круга.
Через день можно повторить игру. Надо будет показать своё любимое занятие. Например, «Я люблю танцевать». Танцует, все повторяют. «Я люблю скакать на одной ножке» и т.д.
 

Эстафета «4 колонны»

Реквизит: четыре набора жестких карточек (5 см на 5 см) по шесть штук с номерами от 1 до 4
Комментарий: Встаньте в четыре колонны. Колонны - это команды №1, 2, 3, 4. Количество человек в командах должно быть приблизительно равным. Перед вами на расстоянии 4 -5 метров в ряд лежат 24 карточки. Шесть с номером один, шесть с номером два и т.д. Первая колонна собирает карточки с номером один, вторая – с  номером два, третья – три  и четвертая – с номером четыре. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет свои  шесть карточек.
Игру можно усложнить, если вместо цифр 1,2,3,4 сделать четыре набора карточек со словом СОБАКА или КОШКА, или КУРТНА.
Не надо говорить детям стратегию сбора карточек, например, начинайте проверять карточки по порядку с правой стороны.
 
Знакомство
Реквизит: ткань размером 1,5 м на 2,5 м
Два воспитателя держат ткань, как ширму.
Комментарий: Поделитесь на две группы. Спрячьтесь по обе стороны ткани. Присядьте так, чтобы вас не было видно. По одному игроку от каждой группы приближаются к ткани. Когда мы отпустим ткань, вы должны быстро назвать имя и любимое животное сидящего перед вами человека.
 

Да  - Нет

Реквизит: перечень вопросов
Есть ли дома собака?
Твое имя начинается с буквы С?
Ты куришь?
Ты хочешь в школу?
Наш президент Арнольд Рюйтель?
Сытно ли тебя кормят в лагере?
У тебя есть дома интернет? И т.д.
Постройтесь в одну колонну. Представьте, что колонна – это железная дорога. Мой вопрос – это поезд. Как только я задаю вопрос, вы, не долго думая, бежите либо направо, либо налево. Всё зависит от того, отвечаете вы на вопрос  ДА или НЕТ. Слева от вас ДА, справа НЕТ.
 
Лидер
Реквизит: нет
Комментарий: Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Закройте глаза. Не открывая глаз, постройте квадрат.
А теперь откройте глаза и посмотрите, что получилось. Попробуйте построить треугольник.
Последите за тем, кто руководит процессом построения фигур. Это лидеры.
 

Мышь и сова

Реквизит:  две повязки на глаза
Комментарий: Возьмитесь за руки. Это – круг безопасности. В этой игре нельзя подсказывать игрокам. Двух игроков прошу выйти в центр. Один будет совой, другой - мышью. Обоим  я завязываю глаза. Ваша задача: мышке убежать от совы, а сове, соответственно, поймать мышь.
 
Догони круг
Реквизит: повязка на глаза
Комментарий: Возьмитесь крепко за руки. Это – замкнутый круг. Одному игроку завязываем глаза. Его задача – дотронуться руками до ребят. Задача стоящих в кругу ребят, убегая от игрока, попытаться не разорвать круг. В случае препятствия на пути круга ближайший игрок говорит: « СТОП!»  и игрок бежит в обратную сторону.
 
Машина
Реквизит: нет
Комментарий: Встаньте по парам. Один из игроков кладет руки на плечи впереди стоящему игроку. Первый игрок – слепой водитель L. Закройте глаза. Второй игрок – поводырь. Задача поводыря, управляя телом водителя, не совершить наезд на другие машины. Скорость постепенно прибавляется.
Может участвовать до 15 «машин».
 
Сомнамбулы
Реквизит: нет
Комментарий: Встаньте в круг. Это круг безопасности. Выбираем сомнамбулу – это игрок с закрытыми глазами.  Давая ему определённое направление, подталкиваем тихонько в спину. Игрок, стоящий в кругу напротив, разворачивает его и подталкивает другом направлении. Через некоторое время выходит из круга еще одна сомнамбула. Задача игроков круга не дать столкнуться сомнамбулам. Можно выпустить до 6 сомнамбул.
 
Пожелание
Реквизит: мягкая игрушка – талисман отряда.
Комментарий: Начнём утро с пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете игрушку (талисман отряда) кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили игрушку, бросает её следующему, высказывая своё пожелание.
Будьте внимательны, игрушка должна оказаться в руках у всех ребят.
По той же схеме в конце смены проводится игра «Чего мне не хватает для полного счастья»
 
Всё в твоих руках
Реквизит: свеча
Поздний вечер. Выключают свет. Воспитатель, держа в руках свечу,  рассказывает притчу «Всё в твоих руках». Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет, что живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?”
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках”
В моих руках сейчас этот огонек, я могу его погасить, но я не хочу, потому что он дарит тепло и свет. Передавая свечу из рук в руки, скажите, о чем вы думаете, глядя на огонь.
 МСП
Реквизит: нет
Методика проведения: Ребята сидят или стоят в кругу. Ведущий говорит о том, что сейчас загадают определенного человека в группе, а у трех человек будет возможность отгадать, о ком идёт речь. Трех человек просят удалиться. Оставшиеся договариваются, что думают,  о соседе справа.
Вошедший игрок, подходя к каждому стоящему в кругу, задает всевозможные вопросы. У этого человека рыжие волосы? Тот, имея ввиду соседа справа, соответственно отвечает. Игрок подходит к следующему. «У него белые кроссовки?»
Догадываются редко. А игра проходит весело.
 
Испуганный ёжик
Реквизит: нет
Методика проведения: Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого попытаться установить контакт с «ежиком» с помощью соответствующих жестов и слов, успокоить его, заслужить доверие, чтобы он развернулся. Участники группы по очереди пытаются установить контакт с «Ежиком» до тех пор, пока он не раскроется. Затем «ежиком» становится другой участник.
Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, когда были «ежиком» или устанавливающими контакт? Что было самым сложным? Что помогло? В каких ситуациях вы ведете себя как ежики?
  

Игра-песня «Чичи-чача»

Реквизит: нет
Методика проведения: Все становятся в круг. (участников может быть от 10 до 100 человек) Не останавливаясь напеваете песенку в ритме поезда «Чичи-чача, чичи-чача...»
Сначала локти согнуты и двигаете ими вперед назад. Затем руки вперед (как будто колеса поезда и набираете скорость).
2. Продолжая двигать руками, соединяете колени вместе.
3.Ступни внутрь.
4. Левую ногу назад.
5. Набираете скорость и двигаетесь вперед.
6. И, наконец, поезд прибывает на станцию. Все садятся друг другу на колени.
«Вагончики» стоят близко друг к другу поближе. Постоянно напеваете песенку в ритме перестука колес поезда «Чичи-чача, чичи-чача...»
 
Знакомство
Реквизит: туалетная бумага хорошего качества.
Методика проведения: Каждый участник отрывает по куску туалетной бумаги.
Ситуация изначально веселит участников.
Затем ведущий просит разорвать бумагу на любое количество частей. Кому сколько хочется.
Когда все готовы, ведущий предлагает сказать о себе столько разных фактов, на сколько  частей он разорвал бумагу. Две – значит, два факта. Например, меня зовут Дима. Я из Кохтла-Ярве. Чем больше частей, тем больше информации мы узнаем о человеке.
 

Экстрасенс

Реквизит: нет
Методика проведения: Двух добровольцев просят выйти. А остальные договариваются, что например, если вошедший назовет на ухо ведущему цифру 10, то она даст сигнал левой ногой. Все, естественно, отгадывают.
Сигналы:
20 – правой ногой
30 –левой рукой
40 – правой рукой
50 – дотрагивается до головы
Входит доброволец. Ему предлагают задумать одну из пяти цифр. 10, 20, 30, 40, 50. Затем тихо сказать на ухо ведущему.
Дальше по схеме.
 
Песня «Хейла, о хейла шейла»
Первая группа поет, повторяя три раза.
Гиньганьгу гулигули гиньганьгу
Ванчанги ванчанги
Гули гули ванчанги
Вторая группа поёт вслед за первой, повторяя два раза
Хейла, о хейла шейла
О хейла шейла
Хейла хо-о-о-о!
Третья группа продолжает, повторяя 4 раза
Шаливали, шаливали..
Четвертая подхватывает и повторяет 7 раз
Умба, умба, умба, умба...
Поют все вместе, стараясь, чтобы их куплет прозвучал громче.
Очень весело. Попробуйте. Мотив – любой.
 
Нижеопубликованный материал получила на одном из семинаров по игровым технологиям. Думаю, что в нем более логично объясняется ход игры. Надеюсь, что игры помогут молодежным работникам найти общий язык с подростками. Они любят играть, даже если считают себя взрослыми :-)

Игры на запоминание имен

 Карта Европы

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Члены группы должны сформировать воображаемую карту Европы. Каждый должен встать на то место на карте, откуда он приехал.


Беззвучная игра на запоминание имен

Тип: игры на запоминание имен

Инструкции: Это может быть игра только на имена (без фамилий). Пригласите жестом (не произносите ни слова!) участников сесть в круг. Покажите им табличку с просьбой не разговаривать в течение следующих 10-ти минут. Показывая им соответствующие таблички (разумеется, вы должны приготовить их заранее), попросите их узнать имена друг друга. Как только они закончат, укажите на одного из участников и попросите остальных показать его имя. Сделайте это с каждым из участников один за другим.



Имя и мяч

Тип: игры на запоминание имен

Инструкции: Группа находится в кругу. Участники бросают теннисный мяч друг другу, сопровождая это словами, например: «Игорь кидает мяч Марине». Она ловит его и продолжает игру в том же духе.

 

Мяч по кругу

Тип: игры на запоминание имен/разминки

Инструкции: Группа стоит в кругу. Участники должны бросать мяч по кругу (начиная с ведущего), и каждый должен поймать мяч прежде, чем он полетит обратно к ведущему. После первого круга они должны всю комбинацию снова. Затем, как можно быстрее... и еще быстрее. Усложните условия игры, установив временной лимит, например, выделив им только 30 секунд. Затем еще меньше.



Имя и знак/действие/прилагательное

Тип: игры на запоминание имен/разминки

Инструкции: Группа стоит или сидит в кругу. Первый участник должен назвать свое имя и сопроводить его каким-нибудь знаком/движением. Или назвать имя и прилагательное, начинающееся на одну букву с именем (например: добрый Дмитрий, смелая Светлана). Следующий участник должен повторить имя и знак/действие/прилагательное предыдущего и затем назвать свое имя и показать свой знак/действие или назвать прилагательное. И так далее по кругу, пока очередь не дойдет до последнего игрока, которому придется повторить имена/знаки/движения/прилагательные всех остальных участников.

 

Отбитые ноги

Тип: игры на запоминание имен/разминки

Инструкции: Все садятся в круг, вытянув ноги в центр. Один из участников начинает игру в центре круга. Ему дают свернутую газету или какую-нибудь другую безвредную колотушку. Человек с колотушкой должен хлопнуть по ноге участника, чье имя было названо до того, как этот участник назовет какое-нибудь другое имя. Участник, чье имя назвали, должен успеть назвать имя другого участника, и так до тех пор, пока человеку с колотушкой не удастся хлопнуть кого-нибудь по ноге. После этого эти двое меняются местами. Тот, кто только что был в центре, должен назвать чье-нибудь имя до того, как сядет на освободившееся место, иначе он будет «запятнан» новым человеком с колотушкой. И так далее. Если кто-то случайно выкрикнул имя человека в центре, то должен занять его место и водить дальше. Игра может продолжаться до получаса, в зависимости от размера и динамики группы. Но также она может быть остановлена в любой момент.

Возможно, это самая эффективная игры на запоминание имен, которую вообще когда-либо придумали.

 

Шевелись, дружок!

Тип: игры на запоминание имен

Инструкции: Встаньте в круг с одним игроком в середине. После того, как участник в центре даст сигнал, у остальных будет одна минута времени на то, чтобы узнать и запомнить имя, отчество и фамилию соседа справа и слева. По окончании минуты человек в центре может указать на кого-то и сказать: «Справа!» или «Слева!». Тот, на кого указали, должен, соответственно, назвать имя соседа справа или слева. Если он забыл имя или не может его вспомнить, то он должен занять место в центре круга. Если вдруг выясняется, что все более-менее запомнили имена соседей, то ведущий может выкрикнуть: «Шевелись, дружок!». После этого все должны перемешаться и снова встать круг на новое место.



Доброе утро!

Тип: игры на запоминание имен

Инструкции: Участники прогуливаются вокруг места проведения игры. Если они сталкиваются с кем-то, то они должны поприветствовать друг друга (например, сказав: «Доброе утро!») и представиться (например, сказав «Меня зовут…»). Игра кажется на первый взгляд смешной, но она действительно работает!

 

Сделай это по-своему

Тип: игры на запоминание имен

Инструкции: В эту игру нужно играть уже по окончании первого раунда игр на знакомство. Группа садится в круг и закрывает глаза. Начиная с ведущего, каждый должен назвать свое имя понравившимся ему образом: прошептать, прокричать. пробормотать, пропеть и т. д. Остальная часть группы должна повторить имя участника тем же образом.

 

Кричалка/Я тут, и мне хорошо!

Тип: игры на запоминание имен/разминки

Инструкции: Группа встает в круг. По сигналу ведущего все начинают кричать свои имена — чем громче, тем лучше! Затем все должны прокричать «Мне хорошо!» или «Я тут!» на своем языке по уже известной схеме — чем громче, тем лучше. По окончании игры позвольте им еще раз прокричать свои имена и реплики по очереди.

 

Кричалка — 2

Тип: игры на запоминание имен/разминки

Инструкции: В эту игру нужно играть уже по окончании первого раунда игр на запоминание имен. Соберите группу в кругу. Один из участников громко начинает кричать первый слог своего имени, остальные один за другим подхватывают. Как только этот слог опишет полный круг и вернется к хозяину имени, все вместе должны хором докричать оставшуюся часть имени.



SPUD

Тип: игры на запоминание имен/разминки

Инструкции: Для этой игры вам понадобится мешочек с крупой. Соберите всех участников в кругу, настолько близко, чтобы они касались локтями. Выберите ведущего, дайте ему мешочек и поставьте его в центр. Затем ведущий должен бросить мешочек вверх и назвать имя другого игрока. Все быстро разбегаются в стороны, кроме того, чье имя назвали: он должен подобрать мешочек. Как только он подберет мешочек с земли, он должен крикнуть «Стоп!», и все должны остановиться. Игрок с мешочком должен определить себе «цель». Он может сделать столько шагов к цели, сколько букв в имени цели (не зацикливайтесь на точности произношения!). После того, как он сделал все разрешенные шаги, он должен бросить мешочек в цель. Если он попал в цель, то он зарабатывает букву «S». Тот, в кого попали мешочком, снова собирает всех в круг и сам встает в центр. И так далее. Игра заканчивается, когда кто-то наберет все четыре буквы в слове «SPUD».



Фамильная песня

Тип: игры на запоминание имен

Инструкции: Пригласите группу встать в круг. Каждый, один за другим, должен пропеть первый слог своей фамилии в любой тональности и любой громкости. Повторите «песню» несколько раз.

 

Присоединяйся к моему имени

Тип: игры на запоминание имен

Инструкции: Каждый участник должен найти другого участника, с которым у него совпадают 4 буквы в имени. Они берутся за руки. Вся идея игры заключается в том, чтобы все «соединились» именами в одну группу.

 

Именное объятие

Тип: игры на запоминание имен/разминки

Инструкции: Все бегают вокруг. Как только вы выкрикнете чье-то имя, этот человек должен остановиться, а остальные должны подбежать и обнять его.

 

 

Игры на знакомство

 

Туалетная бумага

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Попросите участников отмотать себе некоторое количество бумаги из рулона. После этого попросите их сказать о себе столько хороших слов, сколько сегментов бумаги в их ленте.

 

M&M's I

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Попросите каждого из участников отсыпать себе немного драже M&M’s. Затем попросите их отобрать три драже их любимых цветов. После того, как все выбрали свои цвета, покажите им плакат с вопросами для каждого из цветов драже (например: «Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?»). Теперь участники должны по кругу ответить на вопросы того цвета, какого цвета их M&M’s.

 

M&M's II

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Попросите каждого из участников отсыпать себе немного драже M&M’s. Затем попросите их отобрать три драже их любимых цветов. Удостоверьтесь в том, что ни у одного из участников нет двух драже одинакового цвета. После этого попросите их по кругу сказать о себе что-то «каждого цвета» (например: желтый — что-то солнечное, красный — стеснительное, черный — самое ужасное событие в жизни, зеленый — самое приятное воспоминание их детства и т. д.)

 

Общее звено

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Разделите группу на маленькие команды по 4–5 человек. Каждая команда должна найти 5–10 особенностей, характерных для всех членов команды: светлые волосы, старший брат и т. д. По истечении пяти минут команды должны рассказать друг другу о своих общих чертах. Очки даются за те особенности, которые больше не встречаются ни в одной команде. Например, если две команды выяснили , что все их игроки носят очки, то ни одна из команд не получит очко. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков. Но на самом деле выигрывают все — ведь вы только что столько всего друг о друге узали!

 

Концентрические круги

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Поделитесь на две группы. Первая группа встает в круг лицом наружу. Вторая группа встает в круг вокруг первой группы, но лицами внутрь. Каждый должен смотреть на кого-то одного из другого круга. Теперь у каждого есть время в течение минуты поговорить с человеком из другого круга, пока вы не крикнете «Меняемся!», после чего круги должны прокрутиться в разные стороны на несколько шагов. Если вам вдруг попались скромные участники, то просто предложите им каждый раз поговорить на заданную тему: кино, учеба, еда, любимые книги и т. д.

 

Кто я?

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Каждый участник получает бумажку с именем известной личности и, не заглядывая в нее, приклеивает ее себе на лоб, чтобы все окружающие могли видеть то, что на ней написано. Теперь он должен узнать, кто он, задавая остальным участникам простые наводящие вопросы. Отвечать можно только «Да!» и «Нет!».



Пары

Тип: игры на знакомство

Время проведения: 5 минут.

Инструкции: Сформируйте им участников пары (например, Микки Маус/Минни Маус, Барби/Кен). Раздайте участникам карточками с их половинами пары. Участники должны найти свою вторую половину.



Звери

Тип: игры на знакомство/разминки

Инструкции: Прежде, чем войти в помещение раздайте участникам карточки с названиями животных (проследите, чтобы в группе было по две одинаковых карточки). На счет «три» каждый из участников начинает издавать звуки животного в его карточке, пытаясь, таким образом, найти свою пару.

 

Порядок

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Участники встают в линию на поваленное дерево или маленькую насыпь. Теперь они должны, не сходя с насыпи, встать по порядку в соответствии с:

датой рождения;

ростом;

первой буквой имени;

первой буквой фамилии;

цветом глаз;

размером обуви.

Разговаривать запрещено, можно обмениваться знаками.


Беззвучная идентификация

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Каждый участник должен написать на бумажке или нарисовать что-то, что может его охарактеризовать. Это делается в полной тишине. После этого нужно приколоть бумажку к груди, пройти по кругу и попытаться запомнить, что написано или нарисовано на бумажках у других. После этого бумажки перемешиваются и снова показываются участникам. Участники должны вспомнить, кому принадлежала та или иная бумажка.

 

Стулья

Тип: игры на знакомство/разминка

Инструкции: Каждый из участников должен взять стул и сесть в круг. У ведущего есть список определенных характеристик, которые он читает одну за другой. Если хотя бы одна из них могут относиться к вам, вы должны передвинуться на определенное количество мест по часовой стрелке или против нее. Примеры:

Каждый, у кого есть брат, передвигается на одно место по часовой стрелке.

Каждый, у кого есть сестра, передвигается на одно место против часовой стрелки.

Каждый, у кого волосы черного цвета, передвигается на одно место по часовой стрелке.

Каждый, кто когда-нибудь был в США, передвигается на два места против часовой стрелки.

Каждый, кому больше 21-го года, передвигается на одно место против часовой стрелки.

Каждый, кто носит коричневые ботинки, передвигается на одно место по часовой стрелке.

Каждый, кто говорит по-французски, передвигается на одно место против часовой стрелки.

Каждый, кто боится каких-либо животных, передвигается на ожно место по часовой стрелке.

Каждый, кто когда-либо прыгал с тросом («bunjee jumping»), передвигается на три места по часовой стрелке.

Каждый, кто был вегетарианцем, передвигается на одно место по часовой стрелке.

Каждый, кто когда-либо писал стихи, передвигается на одно место по часовой стрелке.

Вся идея игры заключается в том, чтобы сделать полный круг и вернуться на свое место. Все веселье начинается, если вы передвигаетесь, а ваш сосед остается на месте, и вам приходится сесть ему на колени. Человек, у которого кто-то сидит на коленях, перемещаться уже не может и должен дождаться, пока его ноша снова пересядет. Запаситесь длинным списком характеристик, чтобы у всех была возможность пересесть по несколько раз


60-секундная речь

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Соберите некоторое количество самых разных тем, записанных на карточках (конфеты, национальные советники, телевидение, лето, родители). Один за другим участники должны вытягивать тему и в течение 60-ти секунд сказать на эту тему речь. Основное правило — не останавливаться. Вы будете потрясены тем, чем заканчивают свою речь люди через 60 секунд.

 

Липучка

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Участники встают или садятся в круг. Один из участников встает в центр круга и говорит о том, что ему нравится. Все, кто разделяет эту симпатию, тоже должны сделать шаг в центр круга. В следующем раунде попробуйте вариант с тем, что не нравится.

 

Мне нравятся люди, которые…

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Участники выбирают себе способ разметки круга, на котором будут стоять — скотчем, мелом, куском резины. Каждый должен разметить круг и встать в него. Один человек встает в середину, и его круг убирают из общего круга. Он должен громко называть качества, начиная их фразой «Мне нравятся люди, которые…», которые заведомо могут подойти остальным участникам, например: «…любят походы», «…едят хлопья на завтрак», «…любят собак». Все, кому подойдет это качество, должны быстро поменяться местами. Ведущий должен успеть при этом занять чужой свободный круг. Тот, кому не хватило места, становится ведущим на следующий раунд. Нельзя занимать соседнее место!

 

Раскопки

Тип: игры на знакомство/разминка

Инструкции: Участники садятся на стульях в круг, в центре которого находится ведущий без стула. Ведущий задает вопрос, например, «У кого волосы коричневого цвета?», после чего все, кого касался вопрос, должны поменяться местами. Ведущий должен успеть занять чье-то место, тем самым оставляя кого-то в центре вместо себя. Люди, меняющиеся местами, не могут занимать места справа и слева от них. А если они выскочили в центр и не могут найти место, они уже не могут сесть обратно на свое место. Это неплохой способ раскопать занятную информацию о людях, которых вы еще не знаете.



Раскопки с помощью шарика

Тип: игры на знакомство/разминки

Инструкции: Усадите всех в круг. Надуйте шарик и дайте каждому написать на нем (лучше маркером, иначе шарик лопнет) по два вопроса, которые они хотели бы задать другим членам группы. Например: «Кем вы хотели быть в детстве?», «Что вы делаете сегодня вечером?», «Что вы делали прошлой ночью?» и т. д. В следующем раунде участники должны передавать шарик по кругу, отвечая на два произвольно выбранные вопроса из написанных. Естественно, если кто-то не хочет отвечать, он может выбрать другой вопрос.



Загадка внутри шарика

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Раздайте каждому по воздушному шарику. Теперь участники должны положить внутрь шарика что-то из своих вещей. Можно положить бумажку с именем. Теперь надуйте шарики и бросьте их в центр круга. Лопайте шарики один за другим, доставайте предметы и пробуйте все вместе догадаться, кому они принадлежат. Лучше писать прописными — будет легче читать.



Сходства

Тип: игры на знакомство/разминки

Инструкции: Все садятся на стульях в круг. Все, кроме одного человека, который остается стоять в центре. Ему нужно сесть на чье-то место. Он начинает называть качества, которые по его мнению могут относиться к другим. Например: «У меня черные штаны!», «Я живу в Амстердаме!», «У меня есть сестра!» или даже «У меня два глаза!». Все, кому подходят эти характеристики, должны вскочить и поменяться местами. Остальные остаются сидеть. Если ведущий успевает занять чей-то стул, то новый раунд ведет новый ведущий. Он задает новый вопрос.



Артефакт

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Каждому участнику заранее дается задание привезти 10 предметов, которые имеют для него какое-то значение. Когда они прибудут, раздайте каждому мешочек с номером, в который они должны положить свои предметы. Затем соберите мешочки и снова раздайте их в произвольном порядке, но убедитесь в том, что каждый получил чей-то еще мешочек, а не собственный же. Дайте им 10 минут на изучение содержимого мешочка. За это же время они должны записать свои идеи о том, какому человеку могут теоретически принадлежать эти вещи, или даже попытаться угадать, кто этот человек. Будет лучше, если сначала все по кругу прочтут свои характеристики, а лишь затем попытаются догадаться. Эта игра может также подойти в качестве завершающей вашу встречу. Увидите, насколько хорошо вы друг друга узнали.

 

Анкета

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Каждый получает анкету. В ней 24 ячейки (нарисуйте таблицу 6x4), в каждой из которых написан один факт (если вы не успели приготовить анкеты заранее, то просто зачитайте факты вслух, и каждый сможет сам заполнить свои ячейки).

Примеры:

Никогда не был за границей.

Был в США.

Прыгал с эластичным тросом (bunjee jumping).

Вегетарианец.

Писал стихи.

После этого пройдитесь по всем участникам и найдите тех, кому подходят те или иные ячейки, и дайте ему подписать ячейку с фактом. Когда вы закончите заполнять анкету, попросите группу сесть в круг на стульях. Прочитайте факты один за другим. После того как вы прочтете какой-то факт, попросите участников показать на того, кто подписал ячейку на их листе.


Интервью

Тип: игры на знакомство

Инструкции: Все участники делятся на пары. Теперь у них есть время поговорить друг с другом. Позже они должны будут представить своего партнера остальным. Также они должны будут озвучить три факта, один из которых ложный. Остальные должны понять, какой именно. Предложите им задать вопросы по конкретным фактам, а не просто попытаться догадаться, какой факт из трех ложный. Проявите творческий подход!

Примеры:

Однажды я потянул все связки в колене, потому что бежал в шлепанцах.

Однажды я опоздал в школу, потому что был заперт в гараже.

Однажды я связал шарф для слона из местного зоопарка.

Ну, какой из фактов ложный?


 

Разминки и игры ради забавы



Игры с мячом



Космический улов

Тип: разминки

Инструкции: Встаньте в круг. Соберите 2–4 (или больше, если не боитесь) предмета, которыми будете бросаться: плюшевую игрушку, вязаную варежку, поролоновый мячик и т. д. Перед тем как кинуть кому-то предмет, назовите имя того, кому кидаете. Каждый игрок может поймать предмет только один раз. Последний должен кинуть предмет обратно тому, кто начал игру. После того, как вы сделали первый круг, вы должны бросать предметы друг другу снова, но в обратном порядке, при этом добавив несколько новых предметов. Каждый игрок должен запомнить, кому он бросал предмет, и кто бросал ему. Не издевайтесь над участниками — скажите им заранее, что их ждет в ходе игры!



Кино-мяч

Тип: разминки

Инструкции: Все становятся в круг и начинают бросать друг другу мяч. На обин бросок есть пять секунд. Но прежде чем кинуть мяч, они должны сказать название фильма. Если кто-то повторяет название, то он должен покинуть игру. Все заканчивается финальным поединком между двумя игроками.



Одна нога в кругу

Тип: разминки

Инструкции: Ведущий выкладывает на земле круг из веревки. Теперь остальные должны прыгая на одной ноге переместиться в круг.



 

Догонялки



Бездомный кролик

Тип: разминки

Инструкции: Выберите «бездомного кролика» и ведущего. Остальных поделите на группы из трех человек. Каждая группа должна сделать домик для кролика: двое человек держатся за руки, подняв их (домик), а между ними встает третий (кролик). По команде ведущего «Ищи домик!» все «кролики» (включая бездомного) выбегают и начинают искать новый «домик». «Кролик», который не нашел себе «домик», становится новым «бездомным кроликом».

 

Заключенный

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Группа становится в тесный круг. Все берутся за плечи. Один человек пытается вырваться из этого круга; остальные должны этому препятствовать.

 

Фруктовый салат

Тип: разминки

Инструкции: Участники садятся в круг. Ведущий встает в центр круга. Каждому выдается название фрукта (можно сделать это всем вместе). Ведущий называет названия двух фруктов. «Фрукты» должны быстро поменяться местами. Ведущий должен успеть занять освободившееся место. Новый ведущий должен назвать новую пару фруктов. Он также может сказать «Фруктовый салат!» и тогда все должны поменяться местами.



Бабушка наблюдает

Тип: разминки

Инструкции: Один из участников («Бабушка») стоит в 15–40 метрах от остальной группы, стоящей на одной линии. Задача: добраться до «бабушки» и коснуться ее. Члены команды могут двигаться, когда бабушка не смотрит, но если она обернется и увидит кого-то в движении, она может отослать этого человека обратно на исходную линию. Тот, кто коснется «бабушки», становится на ее место.

 

Пятнашки в обнимку

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Один игрок назначается «холодильником». Остальные разбегаются в стороны. «Холодильник» считает до пяти и начинает преследовать других игроков. Если он кого-то запятнает, то тот становится новым «холодильником». Можно избежать «заморозки», если обнять другого игрока.

 

Охота за шариками

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Участники привязывают себе ниткой к коленям по воздушному шарику. Задача: хлопнуть чужие шарики, сохранив при этом свои.



Мексиканская дорожная полиция

Тип: разминки

Инструкции: Игроки делятся на группы. Каждая группа получает определенное количество бобов, чтобы у каждого в группе было 2 или 3 боба. Все начинают бегать, притворяясь машинами, автобусами, грузовиками, лошадьми, ослами, повозками и т. д. Можно даже кричать на испанском! (Ole! Adios! Burrito! La Cucaracha!) Транспортное движение в Мехико очень шумное. Один игрок назначается офицером дорожной полиции. Когда офицер складывает руки, движение должно остановиться. Каждое «транспортное средство», которое не остановилось, должно заплатить штраф — 1 боб. В конце игры команды пересчитывают бобы. выигрывает та, у которой больше.

 

Догони свой хвост

Тип: разминки

Инструкции: Игра для детей любого возраста. Очень классная разминка. Участники встают в линию и кладут свои руки вокруг талии впереди стоящего. Вы даже можете придумать название для получившегося животного. Последний участник в линии надевает «хвост» — пояс или бандану, привязанную к ремню. Задача: «голова» животного должна поймать себя за «хвост». Если это произошло, то «голова» становится «хвостом». Остальные игроки в линии могут сами решить, хотят ли они присоединиться к «голове» или «хвосту», или хотят сохранить нейтралитет. Большие группы могут собираться в двух животных и гоняться за хвостом друг друга. 

 

 

Шуточные игры

 

Передай смешок

Тип: разминки

Инструкции: Группа ложится на землю таким образом, что каждый кладет свою голову на живот соседу. Только голова первого игрока лежит на земле. Он и начинает игру, передавая смешок дальше по цепочке. Когда первый раунд закончен, можно начать новый с новым смешком.

 

Монетка

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Группа ложится на землю, один за другим. На живот первому кладется монетка. Теперь монетку нужно передать по цепочке, не используя рук.

 

Ха-ха

Тип: игры для забавы/контактные игры

Инструкции: Соперничающие команды ложатся на пол. Игроки лежат боком друг к другу. Первый игрок кладет тыльную часть ладони на живот соседу справа или слева и т. д. После этого первый игрок говорит «Ха!», второй — «Ха-ха!», третий — «Ха-ха-ха!». И так далее. Если кто-то в команде срывается на смех, то раунд начинается сначала. Побеждает та команда, которая первой заканчивает раунд по правилам.

 

 

Игры для забавы

 

Кинг-конг

Тип: игры для забавы

Инструкции: Группа садится в круг. Один игрок выходит за дверь. Остальным объясняют правила игры. Когда игрок возвращается, у него будет три попытки понять, кто из остальных игроков — Кинг-конг. Обычно это тот, кто громче всех кричит и сильнее всех барабанит себя кулаками в грудь. На самом деле в первом и втором раунде Кинг-конга нет. Потому что Кинг-конг — это вся группа. На третьей попытке, все равно, кого назовет игрок — он будет прав автоматически. Теперь за дверь идет второй игрок, а первый становится Кинг-конгом. Теперь он должен быть самым шумным из всех. Второй игрок возвращается, и у него тоже есть три попытки, чтобы узнать, кто теперь — Кинг-конг. Поскольку второй игрок уже знает секрет, он просто первые две попытки выбирает других игроков. Новый Кинг-конг при этом старается лучше всех. На третьей попытке (а как мы помним, пока он был снаружи, все остальные договорились о том, что никто не кричит и не барабанит себя кулаками в грудь, кроме нового Кинг-конга) все притворяются кричащими (открывают рот и замахиваются кулаками), но на самом деле единственный, кто все делает действительно громче всех — новый Кинг-конг. Это одна из самых веселых игр.



Полотенце

Тип: игры для забавы/игры на решение проблемы

Инструкции: Положите на землю полотенце средних размеров. Группа становится на полотенце. Задача: перевернуть полотенце, не сходя с него. Обычно участники начинают прыгать. Но если они достаточно сообразительны, то они, например, положат одежду на землю и смогут встать на нее.



Все за бортом

Тип: игры для забавы/игры на решение проблемы

Инструкции: Задача: собрать всех игроков группы из 12–16 человек на платформе размером метр на метр, при этом никто не должен касаться земли за пределами платформы.

Правила:

Каждый игрок должен стоять обеими ногами на земле.

Вся группа должна продержаться на платформе как минимум 10 секунд.

Участники не могут залезать друг другу на руки.

 

Человек к человеку

Тип: игры для забавы/контактные игры

Инструкции: Все, кроме лидера, находят себе партнера для игры. Лидер называет части тела, которыми партнеры должны соприкасаться (например, головой к голове, бровью к брови). Затем лидер говорит «человек к человеку», что значит, что все, включая самого лидера, могут найти новых партнеров. Выявляется новый лидер, который и продолжает игру по тому же принципу.



Одень мумию

Тип: игры для забавы

Инструкции: В игре принимают участие команды из 2–3 человек, один из которых будет мумией. Каждой команде выдается 2 рулона туалетной бумаги. На выполнение задания дается 5 минут, в течение которых, вращая мумию, ее необходимо обернуть в туалетную бумагу. Выигрывает команда, дизайн мумии которой ведущий сочтет самым лучшим.



Мячик на каникулах

Тип: игры для забавы/контактные игры

Инструкции: Группа становится в круг. Теннисный мячик, зажатый между подбородком и шеей, необходимо передать по кругу без помощи рук. Можно сделать несколько кругов.

 

Жвачное искусство

Тип: игры для забавы

Инструкции: Участникам раздаются жвачки, зубочистки и учетные карточки. Игрокам дается 10 минут на то, чтобы разжевать жвачку, налепить ее на карточку и только с помощью зубочистки (без рук!) придать ей какую-либо форму, стараясь сделать из нее произведение искусства. Выигрывает тот, у кого получится самый креативный дизайн жвачки. Можно так же присудить дополнительные награды а-ля «Самый изобретательный», «Самый творческий» и, конечно же, «А это еще что?!» награды.

 

Пришелец

Тип: игры для забавы

Инструкции: Пришельцы среди нас! Ты не можешь их видеть, но они могут присасываться к лицам людей. Это очень опасно! Когда пришелец на тебе, тебе необходимо собрать всю свою силу и избавиться от него. Оторви его обеими руками от своего лица, кинь в направлении кого-либо еще. Пусть другой мучается с это проблемой!

 

Побалуй меня, если сможешь!

Тип: игры для забавы

Инструкции: Каждый участник получает записку с именем другого игрока, которого ему необходимо побаловать, причем так, чтобы он этого не заметил. Например, принести чай, носить его багаж и т. д.

 

Поцелуй меня, если осмелишься!

Тип: игры для забавы

Инструкции: Каждый участник получает записку с именем другого игрока, которого ему необходимо поцеловать в шею так, чтобы никто не заметил. Если ему удается это сделать, то он забирает у своей «жертвы» ее записку и продолжает «охоту». Если же кто-то замечает момент поцелуя, целующий выходит из игры.

 

Дорогой(-ая), скажи, что ты любишь меня!

Тип: разминки

Инструкции: Все участники находятся в кругу, кроме одного, начинающего игру, который находится в середине круга. Этот человек выбирает любого человека в круге и, подойдя к нему, задает вопрос «Дорогой(-ая), любишь ли ты меня?». Человек должен ответить с серьезным выражением лица, без смеха: «Да, дорогой (-ая), только я не могу улыбаться». Если же человек засмеется, он должен встать в середину круга и продолжить игру. Можно усложнить игру, разрешив тактильный контакт.

 

 

Гонки

 

Гусеничные гонки

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Участники выстраиваются в линию один за другим, сгибаются и хватают впереди стоящего за коленки. Участники получают инструкцию двигаться вперед как одна команда. Если кто-то отпустит коленку соседа, гусеница останавливается и не двигается до тех пор, пока все снова не будут в контакте между собой.

 

Банановые гонки

Тип: разминки

Инструкции: Участникам раздаются бананы. Держа одну руку за спиной, участники по сигналу должны очистить свой банан, укусить его хотя бы один раз и просвистеть. Тот, кто делает это первым, побеждает.

 

Лимонные гонки

Тип: разминки

Инструкции: Группа делится на две (или больше) одинаковых подгруппы, становящихся в линии. Затем лидеру каждой линии выдается длинный карандаш и цельный лимон. На полу отмечаются линии старта и финиша (удаленные максимум на 30 метров). Цель игры заключается в том, чтобы с помощью карандаша катить лимон по прямой (!) траектории. Каждый должен докатить лимон до финиша и обратно, и передать его сокоманднику, ждущему в линии. Команда, которая первой справляется с заданием, побеждает.

 

Головокружительные гонки

Тип: разминки/игры для забавы

Инструкции: Группа делится на несколько команд, выстроенных в линию. На расстоянии 6-ти метров от команд на земле рисуется знак. По сигналу первый человек в каждой команде должен бежать как можно скорее к отметине, а достигнув ее, упереться в землю указательным пальцев и сделать 15 кругов вокруг этой точки. После этого он должен бежать назад (если сможет!) и передать эстафету. Второй игрок проделывает все то же самое. Выигрывает команда, члены которой справятся с заданием первыми. Игра поистине головокружительная, поэтому убедитесь, что в комнате достаточно места для движения.

 

Спасательный круг

Тип: разминки/игры на решение проблемы

Инструкции: Участники разделяются на две команды. Каждому выдается зубочистка, которую надо зажать между зубов. На зубочистку первого игрока в линии вешается надувной спасательный круг. Игра начинается: круг надо передавать от одного игрока следующему, соединяя зубочистки (круг отлично скользит по ним). Руками помогать нельзя! Если круг падает, игра начинается сначала. Побеждает команда, которой первой удастся передать круг от первого к последнему игроку.

 

Одежная эстафета

Тип: разминки

Инструкции: Игроки делятся на команды (число игроков в командах, как и количество самих команд, зависит от ведущего). Члены каждой команды снимают с себя одежду и, связывая ее, пытаются сделать самую длинную веревку из одежды. Использовать можно любую одежду, имеющуюся на игроке на момент начала игры. Чтобы сделать игру более захватывающей, можно выставить временной лимит.

 

Жвачка

Тип: разминки

Инструкции: Участники делятся на пять команд. Каждая команды получает пачку резиновых перчаток и упаковку жвачки (по пять запакованных подушечек). Первый в команде должен надеть перчатки, открыть пачку жвачек, развернуть свою жвачку, прожевать ее и передать перчатки следующему игроку. Тот повторяет процедуру. Побеждает команда, которая первой заканчивает это испытание. Командам можно выдать и по две пачки жвачек, что бы можно было повторить ход дважды (и в обратном направлении).

 

 

Бомба

Тип: разминки

Инструкции: Для этой игры необходимы большие монеты и листки бумаги с нарисованной на них мишенью. Игроки делятся на команды. Листок бумаги кладется на расстоянии от команд, давая им пространство для разбега. По команде игра начинается, и первые игроки из каждой команды, спрятав монету за щекой, бегут к цели. По достижении цели игрок выплевывает монету на бумагу, целясь ровно в центр мишени. Кто-то может вести счет команд.

 

 

Только для больших групп



Ныряние за ботинком

Тип: разминки

Инструкции: Желательное количество игроков — 30–40 человек. Каждый снимает свой левый ботинок, после чего обувь складывается в одну кучу. По команде «Поехали!» каждый «ныряет» в эту кучу и хватает любой ботинок. Цель игрынайти человека с твоим ботинком и выменять его у него!

 

Великаны, волшебники и карлики

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Классическая разминка. Формируются две равные большие группы (больше 10 человек). Каждая группа решает, кого она будут показывать: волшебников, карликов или великанов. Карлики пугают волшебников, волшебники заколдовывают великанов, великаны бьют карликов. Карлики скукоживаются и говорят «минининини», волшебники принимают величественную позу и говорят «Казаааам!», великаны вытягиваются и говорят «Уаррргх!». Обе группы становятся лицом напротив друг друга. По одному сигналу группы исполняют задуманных персонажей. Проигравшая группа пытается убежать и спрятаться в безопасной территории (территория обговаривается до начала игры), тогда как победители пытаются их поймать и перетащить в свою группу. В случае если группы показывают одних и тех же персонажей, игра начинает заново.

 

 

Другие игры

 

Над и под

Тип: разминки

Инструкции: Группа встает в ряд (каждый последующий смотрит в спину предыдущему). 20 объектов кладется перед ногами первого в ряду. Он должен передать их по одному сзади стоящему. Передавать можно только через голову. После того, как предмет дошел до последнего в ряду, он передается обратно впереди стоящему, и на этот раз между ног игроков.

 

Змейка

Тип: разминки

Инструкции: Группа встает в ряд. Ноги на ширине плеч. Участники пропускают правую руку между ног и хватают соседа за левую руку. Последний игрок садится на землю. Змейка начинает медленно двигаться назад: каждый, кто переступает сидящего, сам садится на землю.

 

Гордиев узел

Тип: разминки/контактные игры/игры на решение проблемы

Инструкции: Группа стоит в кругу. Все вытягивают руки к центру. Левую руку все сжимают в кулак, а правой хватают вслепую кулак другого участника. Сложившийся таким образом узел необходимо теперь распутать, при этом руки отпускать нельзя. В конце обычно получается один, а иногда и два, круга.

 

Кино-слово

Тип: разминки

Инструкции: Все садятся в круг. Один выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают названия любого фильма. Возьмем название «Я знаю, что вы делали прошлым летом». Теперь каждому человеку в кругу дается одно слово из названия. Когда удалившийся из комнаты возвращается, люди в кругу меняются местами. По команде ведущего одновременно со всеми каждый выкрикивает свое слово. Вошедшему нужно догадаться, о каком фильме идет речь.

 

Вставай!

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Участники разделяются по парам и садятся на пол спинами друг к другу. Обхватив руки друг друга в локтях они пытаются встать. Кому это удается, объединяются в группы из четырех и т. д., пока дело не дойдет до целого круга.

 

Липкая ириска

Тип: разминки/контактные игры

Инструкции: Перед тем, как начать игру, участники должны снять обувь, очки, браслеты, цепочки, серьги, часы или любые другие бьющиеся или острые предметы. Все садятся в круг и, вытянув руки на середину круга, хватают руки других участников. Таким образом, получается «куча-мала», в которой люди должны быть настолько близко друг к другу, насколько это возможно. Один участник игры, находящийся вне круга, должен вытащить одного человека из «липкой ириски»: каждый, кто выбирает из круга, тянет за собой к нему «приклеивавшегося» участника. Ириска должна быть очень липкой! Любой, кто решит, что игра для него слишком болезненна, может ее остановить, крикнув «Стоп!».

 

Эволюция

Тип: разминки

Инструкции: Существует несколько (количество зависит от ведущего) разных этапов эволюции, каждый из которых демонстрируется с помощью типичного движения и звука. Участники ходят по комнате и, сталкиваясь с представителем той же ступени эволюции, что и они сами, играют в «камень-ножницы-бумага». Победивший переходит на следующую ступень эволюции. Цель игры — пройдя все этапы эволюции, достигнуть высшей ее ступени.

 

Города

Тип: разминки

Инструкции: Участникам необходимо раздать бумажки с названиями двух городов (приготовить заранее), например, Денвер и Киев (это может быть и название города, в котором проходит встреча). У каждого на бумажке будет одно общее название и одно индивидуальное. Никто не должен говорить, что у кого написано! Участники должны собраться в круг и взять друг друга за руки. Ведущий рассказывает им историю, упоминая в ней все отмеченные на бумажках города. Когда ведущий произносит название города, имеющееся на бумажке у кого-то из играющих, тот должен сесть на пол (или коснуться пола руками). Остальные должны оставаться на местах. В самом конце ведущий произносит общее на всех бумажках название города, и все разом обрушиваются на пол.

 

 

Нелепые разминки

 

Деревья/Озон здесь хороший!

Тип: нелепые разминки

Инструкции: Группа повторяет слова и движения ведущего.

Ведущий: «Деревья/Озон здесь хорошие!». Подпрыгивает, вытягивая руки над головой. Остальные повторяют. Ведущий: «Деревья/Озон здесь плохой!». Приседает, дотрагиваясь земли. Остальные повторяют. Так повторяется 3–4 раза. Заканчивается фразой «Деревья здесь хорошие!».

 

Банановое приветствие

Тип: нелепые разминки

Инструкции: Все встают в круг. Один человек вызывается добровольцем, чтобы вести приветствие. Лидер говорит громко, по-военному: «Бананы, внимааа-ние!».

Остальные повторяют.

Лидер: «Бананы всех стран объединяйтесь!». Затем поднимает руки над головой и сжимает их ладонями друг к другу.

Остальные повторяют слова и действия лидера.

Лидер: «Бананы, смииир-но!». И сам встает по стойке смирно.

Остальные повторяют.

Лидер: «У бананов нет большого пальца!». Прячет большие пальцы в ладони.

Остальные повторяют.

Лидер: «Бананы не улыбаются!». Делает серьезное выражение лица (без улыбки, насупив брови). Все опять-таки повторяют за ним.

Лидер: «Бананы, вы готовы?!».

Участники: «Готовы!».

Лидер: «Тогда чисть бананы, снимай кожуру!». Делает вид, что снимает с себя банановую кожуру. Каждый повторяет те же действие.

Все хором: «Давайте, бананы! Давайте!». Все прыгают и ведут себя как сумасшедшие.

 

 

Игры вслепую

 

Прогулка в ночи

Тип: игры вслепую

Инструкции: Участники завязывают глаза и встают в ряд. Им в руки дается веревка. Один «зрячий» должен вести группу по маршруту, показываемому ведущим. Следует быть бдительным и следить, чтобы никто из участником не пострадал.



Поводырь

Тип: игры вслепую

Инструкции: Участники разделяются по парам. Один из пары надевает повязку на глаза, другой — ведет его. Затем они меняются ролями. Задание можно усложнить, запретив разговаривать и прикасаться к «слепому».

 

Жужжащая игра

Тип: игры вслепую

Инструкции: Все участники с повязками на глазах жужжат или гудят, ходя по определенной площади. Ведущий выбирает одного человека, которому разрешается снять повязку и перестать жужжать. Остальные должны найти молчащего и встать рядом с ним. Каждый должен жужжать до тех пор, пока не найдет молчащего человека.

 

Ферма

Тип: игры вслепую

Инструкции: У всех частником завязаны глаза. Каждый выбирает себе животного, кем ему хотелось бы стать и начинает производить звуки, характерные для этого животного. Ведущий просит участников найти свою группу, исходя из определенных критериев (например: размер, летающие животные, домашние животные и т. д.). Разрешается общаться только посредством звуков животных.

 

 

Игры на доверие

 

Падай в руки

Тип: блок доверия

Инструкции: Группа разделяется на пары. Один человек из пары падает спиной в руки другому.

 

Человеческий коридор

Тип: блок доверия

Инструкции: Участники становятся в две линии лицом друг к другу. Каждый выставляет одну руку вперед так, что бы все руки были приблизительно на одном уровне. Один участник разгоняется на пятиметровой дистанции и бежит в этот коридор, в то время как остальные участники должны подгадать момент и поднять руки вверх в самый последний момент, чтобы дать бегущему возможность пройти через коридор.

 

 

Игры на решение проблемы

 

Самый быстрый в мире мяч

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Группа должна решить следующую задачу: как передать мяч от одного участника другому самым быстрым способом

 

Слепой квадрат

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Все участники надевают на глаза повязки. Веревка кладется на землю в форме круга, восьмерки (последняя форма не позволит группе выполнить задание) или другой фигуры. Каждый участник подводится к веревке и берет ее в руки. После того, как каждый занял свою позицию, участники должны сформировать квадрат посредством этой веревки. Если команде не удается выполнить задание в течение длительного периода времени, одному участнику группы разрешается отпустить веревку и выяснить позиции других участников, идя вдоль веревки на ощупь.

 

Паутина

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Каждый участник должен перебраться с одной стороны сетки на другую, используя дырки в сетки только по одному разу. Трогать сетку не разрешается.

 

Многоногий монстр

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Задача: передвинуть свою группу на расстояние в 20 метров, исполняя песню. Препятствия: только определенное количество ног может касаться земли одновременно: группа из 12: восемь; группа из 13: девять; группа из 14: десять.

Если большее количество ног, чем положено, касается земли, группа возвращается на исходную позицию и начинает снова. Нога рассматривается как любая анатомическая часть человеческого тела, касающаяся земли. Голова и хвост колонны должны быть четко определены. Команда может коснуться земли только один раз.

 

Связанные

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: члены группы стоят друг другу очень близко. Они связываются веревкой таким образом, чтобы сплотить их как можно теснее. Задание: переместиться из одного места в другое как можно скорее. Можно устроить состязание в беге между несколькими группами.

 

Экологическая память

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Потребуются листья, камешки или маленькие палочки, разложенные на одеяле или просто футболке и покрытые другим одеялом (футболкой). На время двух минут объекты раскрываются, что участники игры могли их запомнить. После того, как объекты снова накрываются, участники должны найти в округе как можно больше похожих объектов.

 

2х4

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: восемь участников стоят в одну линию плечом к плечу попеременно мальчики и девочки (по возможности) вперемежку. Задание считается завершенным, когда девочки и мальчики оказываются по разные стороны линии. При этом необходимо следовать следующим правилам:

— как можно меньшее количество смен должно быть сделано;

— все смены должны быть сделаны попарно (пара — двое людей, стоящих рядом: мальчик/девочка, девочка/девочка, мальчик/мальчик);

— когда пара меняется, и между ними освобождается место, оно может быть занято друго парой;

— пара не может изменить свой порядок, пока они двигаются;

— в конце не должно оставаться свободных мест.

Самое простое решение:

1.) м д м д д м д м д

2.) м - - м д м д д м

3.) м м д д - - м д д м

4.) м м д д д д м - - м

 

 

Пирамида из людей

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: группа должна построить пирамиду как можно скорее (например, 4—3—2—1 )

 

Овцы и овцевод

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Группа должна изобрести свой язык звуков (хлопки, щелчки пальцами и т. д., но не говорить ни слова!), с помощью которого участники могут указывать направления и распознавать друг друга по «звуковым именам». Затем все, кроме «овцевода» надевают повязку на глаза и расходятся. Используя только звуки, «овцевод» должен собрать всех овец и отвести их в загон.

 

Мост

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Необходимо выбрать два дерева, или любых других объекта, удаленных друг от друга на расстояние 8–10 метров. Группа должна построить мост между этими объектами, при этом касаясь земли как можно меньшим числом ног, коленей, рук и т. д.

 

Палка

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Группа разбивается на две подгруппы, которые становятся в линии лицом друг к другу, вытягивая руки таким образом, что бы касаться кончиков пальцев стоящего впереди. Палка кладется на самые кончики пальцев и должна быть медленно опущено на землю.

 

Трубка

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: В трубку помещается мячик для пинг-понга. Необходимо извлечь мячик, не переворачивая трубку. Использовать можно только выданные материалы.

 

Пробка

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Группа разделятся на две равные подгруппы, которые становятся лицом друг к другу, оставляя пустое пространство в центре.

Исходное положение: ххххххх оооооо. В конце игры: оооооо хххххх.

Цель игры: поменять концы матрицы, используя только разрешенные движения.

Разрешенные движения:

1.  Человек помет сделать шаг вперед в пустое пространство перед ним;

2.  Человек может двигаться вперед в пустое пространство, меняясь места с человеком, двигающимся в противоположном направлении;

3.  Двигаться назад не разрешается.

 

Атомная бомба

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Цель задания взять ведро из круга, используя только выданные для этого приспособления. Ни одному из участников не разрешается ступать в круг. Ведро нельзя переворачивать. Время на планирование задания — 5 минут, на выполнение — 10 минут.

 

Мусор

Тип: игры на решение проблемы

Инструкции: Группа разделается на 4 команды. Первая строит фигуру из естественных материалов. Вторая группа наблюдает и детально рассказывает о том, как выглядит фигура третьей группе, которая ее не видит. Затем третья группа пересказывает эту информацию четвертой группе, которая должна воспроизвести фигуру первой группы.

 

Черная магия

Тип: игры на решение проблемы

Время: 15 минут

Инструкции: Необходимо чтобы 2 человека знали суть этой игра заранее (А и Б). А покидает комнату. Оставшиеся, включая Б, решают, какой объект загадать. Когда А возвращается, Б начинает указывать на предметы в комнате, спрашивая «Это?». А постоянно отвечает нет, пока Б не укажет на черный объект. СЛЕДУЮЩИЙ объект А и должен узнать (его загадала группа). Играется до тех пор, пока кто-то не догадается в чем «магия».

 

Убийца

Тип: игры на сплочение группы

Инструкции: Игра идет в два раунда. Участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий говорит, что сейчас он назначит убийцу, коснувшись его плеча. На самом же деле, он никого за плечо не трогает! Все открывают глаза и в течение двух минут, приглядываясь к поведению друг друга, должны решить, кого обвинить в убийстве. Разговаривать запрещается. По завершении двух минут каждый указывает на человека, по его мнению, являющимся убийцей. Затем они второй раз зарывают глаза. Во второй раз ведущий трогает за плечо каждого. Процедура повторяется. В конце игры участники делятся впечатлениями о том, что они чувствовали и что заметили по ходу игры.

 

 

Другие игры

 

Скетчи из бумажного пакета

Тип: другие игры

Инструкции: Для начала разделите группу на команды в расчете 3–6 участников в каждой. Выдайте каждой группе по бумажному пакету, наполненному разносортными объектами. Там может быть все, что угодно: ложка, шуруп, мыло, диск и т. д. Цель игры: сделать скетч, используя весь полученный реквизит так, как он применяется в повседневной или воображаемой жизни. Дайте каждой группе тему, на которую надо сделать скетчи. После того, как скетчи спланированы и отрепетированы, их демонстрируют всем.

 

Предложение

Тип: другие игры

Инструкции: Все делятся на команды, каждая из которых получает предложение. Команды должны придумать истории, которые кончались бы этим предложением. Чем более сумасшедшие истории получатся, тем лучше!

 

Тяни и дуй

Тип: другие игры

Инструкции: Для игры необходимы обычные игральные карты. Все собираются в круг. Первый игрок кладет карту себе на губы и вдувает воздух так, чтобы карта держалась. Следующий игрок прижимается к карте губами и втягивая воздух перехватывает карту (в то время как первый игрок наоборот выдувает ее). Карта передается таким образом по кругу. Если передача карты делается правильным способом, то карта не прилипает к губам играющих. Помогать руками нельзя!

 

Круг сущностей

Тип: другие игры

Инструкции: Эту игру хорошо проводить в темноте под звездным небом в конце мероприятия. Участники сидят в кругу и кладут записки со своими именами в шляпу или коробку в центре круга. Начинающий вытягивает имя и начинает описывать этого человека, естественно, не называя его имени. Он не описывает внешность или одежду человека, но его сущность. Стараясь не выдать пол человека, рассказчик говорит, например, как этот человек подбадривает остальных, всегда находит время выслушать другого и т. д. Другие должны догадаться, о ком идет речь. Описывать надо детально, что можно было вычислить, о ком идет речь или, по крайней мере, сузить круг «подозреваемых». Затем ход перенимает тот, кого только что описывали, и игра продолжается до тех пора, пока каждый не будет описан. На игру уходит около получаса. Игра стимулирует мотивацию участников.


Но лучше игр для сплочения коллектива станут вечерние чтения интересных историй.

 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий