четверг, 7 июня 2018 г.

"Я ВЕРНУСЬ, МАМА!"


Домашний фестиваль прозы и поэзии
«Я вернусь, мама!»
9 мая 10.25 -11.25

Ссылка на видео-микс:
Ссылка на репортаж телестудии LiTeS о праздновании 9 мая:
Ссылка на портал Delfi:

До начала фестиваля звучат песни: Олег Ломовой «Что же ты не спишь, война?», Баста «Самсара», Эндшпиль, Jah-Far, Коля Маню «Под одним солнцем», Паршута «Месяц май»

На экране – Домашний фестиваль прозы и поэзии «Я вернусь, мама!»
ТРЕК 1 Фонограмма – песня «Я сегодня до зари встану… до слов «Я вернусь, мама»
ТВК: Добрый день, друзья! Мы открываем первый Домашний фестиваль «Я вернусь, мама!»
ТВМ: На фестивале прозвучат отрывки из прозы и стихотворений от Николая Некрасова до современных авторов-блогеров.
ТВК: Мы не ограничимся рамками одной войны, потому что жизнь под прицелом продолжается.
ТВМ: К сожалению, на нашей планете много горячих точек, и сыновья, уходя на войну, до сих пор говорят мамам: «Я вернусь, жди меня».
ТВК: Наш фестиваль о материнской боли, которую несет война.
На экране – отрывок из х/ф «Баллада о солдате» - прощание с мамой

На экране – Николай Некрасов «Внимая ужасам войны…» 1855 г.

Таисия Модина:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
На экране – фронтовые дороги + Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша…» 1941 год
ТРЕК 2 Фонограмма – «Эх, дороги, пыль да туман…»
Татьяна Кундозерова:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: Господь вас спаси!
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:  Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.

ТРЕК 3 Фонограмма – шум боя
На экране – Юлия Друнина «Зинка» 1944 год
(памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой)
Анна Кузнецова и София Гройс-Грантс:
Аня: Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Соня: Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
Аня: Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
Соня: Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Аня: Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Соня: Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Аня: Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
Соня:...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...
На экране - отрывок из фильма «А зори здесь тихие…»

ТРЕК 4 Фонограмма – инструментальная музыка
На экране - Муса Джалиль «Варварство» 1943 г.

ЛШ:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных…
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках 
платья матери. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо.. .
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

ТРЕК 5 Фонограмма – С. Шостакович «Ленинградская симфония»
На экране – Война – как ржавчина: разъедает, разрушает всё человеческое в людях. Люди начинают звереть.
ТВК: Лет 10 назад я проводила мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда, рассказывала про девочку Таню Савичеву, которая писала дневник. В нем она записывала, как по очереди от голода и холода умирали ее родные.
На экране – дневник Тани
И один юноша, узнав, о том, что блокадники получали в день по 125 грамм хлеба, сказал мне, что он в день столько хлеба не съедает. Это же много, - добавил он. «Но не было ничего, кроме хлеба», - отвечаю я. «Как? Ни супа ни второго?» И надо было видеть его глаза, когда он осознал, что ничего, кроме этого кусочка хлеба у них из еды не было…
На экране – отрывок из фильма «Блокада»
ТВК: Вика расскажет одну из реальных историй Блокады. История, о которых раньше не принято было говорить. Внучка пишет в своем блоге….
На экране – фото девочки с котом
ВВ: Моя бабушка всегда говорила, что тяжелую блокаду и голод она и моя мама пережили только благодаря коту Ваське. Если бы не этот рыжий хулиган, они умерли бы с голоду, как многие другие. Каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышей и даже больших жирных крыс. Мышей бабушка потрошила и варила из них похлебку, а из крыс получался неплохой гуляш. При этом кот сидел всегда рядом и ждал еду, а ночью все трое лежали под одним одеялом, и он согревал их своим теплом.
Бомбежку он чувствовал намного раньше, чем объявляли воздушную тревогу, начинал крутиться и жалобно мяукать, бабушка успевала собрать вещи, воду, маму, кота и выбежать из дома. Когда бежали в убежище, его как члена семьи тащили с собой и смотрели, как бы его не унесли и не съели. Голод был страшный.
Когда сняли блокаду и появилось побольше еды, и даже потом, после войны, бабушка коту всегда отдавала самый лучший кусок. Гладила его, приговаривая, «Кормилец ты наш».
Умер Васька в 1949 году, бабушка его похоронила на кладбище, и, чтобы могилку не затоптали, поставила крестик и написала Василий Бугров. Потом рядом с котом мама положила и бабушку, а потом там я похоронила и свою маму. Так и лежат все трое за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом...
ТРЕК 5 Фонограмма – С. Шостакович «Ленинградская симфония»
Картинку включаешь, когда я подойду к экрану!
На экране – молодой фашист в окопе

ТВК: Когда я увидела эту фотографию, у меня впервые пробудилось сочувствие… к фашисту. Меня оно крайне удивило. Будь помоложе, я бы позлорадствовала «Ну, что, сволочь, страшно? А не лезь куда не следует!» Но здесь же видно, что он не сам пошел воевать, этого мальчика послали на бойню за чьи-то бредовые идеи. И этого мальчика тоже ждет мама.
На экране –два плаката «Родина мать зовет» и «Mutter und Kind»

ТВМ: Такие разные по энергетике плакаты. Вот немецкий - мать с ребенком на руках. Вот советский - мать, посылающая сыновей в бой. И обе ждут назад своих родных. Поэтому убивать надо не мальчиков, а идеи, которые делают наш мир неуютным и страшным».
На экране – «Убивать надо не людей, а идеи, которые делают наш мир неуютным и страшным».
ТРЕК 6 Фонограмма – инструментальная музыка
На экране – Роберт Рождественский «Баллада о красках» 1972 год
Татьяна Тамбовцева:
Был он рыжим,
как из рыжиков рагу.
Рыжим,
словно апельсины на снегу.
Мать шутила,
мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила...»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным,
будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она,
говорила:
«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом,
в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —
поклонились маме в пояс.
И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
рыжий бешеный огонь
и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей,
серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла,
воевали до победы.
Мать ждала.
Не гневила,
не кляла она судьбу.
Похоронка
обошла её избу.
Повезло ей.
Привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей.
Повезло ей!
Повезло!-
Оба сына
воротилися в село.
Оба сына.
Оба-двое.
Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще?
Пьют зеленое вино, как повелось...
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы —
смертельной белизны!
Видно, много
белой краски
у войны.
ТРЕК 6 Фонограмма – грустная мелодия
На экране - Андрей Дементьев «Баллада о матери» 1978 год

СВВ: Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
На экране – отрывок из фильма «Брестская крепость» - рукопашная атака
(звук фоном)
ДП: Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
СВВ: Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик:
- Алексей, Алешенька, сынок! -
Словно сын её услышать мог.

ДП: Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки,
- Алексей! - просили, - добеги!..

СВВ: Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алешенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
ДП: Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

ТРЕК 7 Фонограмма - героическая
На экране - Роберт Рождественский «Баллада о маленьком человеке» 1969 год
Станислав Косинов:
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды - прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую - по размерам - шинель.
…А когда он упал - некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
ТРЕК 8 Фонограмма – инструментальная музыка
На экране - Терентий Травник «Война на мир всегда в обиде» 2016 год
Лера Солтрук:
Война на мир всегда в обиде.
На то она и есть война...
Никто зачинщиков не видел,
Их неизвестны имена...

Тот - выстрелил, а тот - ответил...
Тот - повторил, а тот - за ним...
В войну играли дяди-дети:
Никто не выиграл живым!
ТРЕК 8 Фонограмма – инструментальная музыка
На экране – Странные войны
ТВК: Одно дело – погибнуть, устанавливая смысл, в освободительной войне. И совсем другое – сгинуть в странной войне, так что после гибели сыновей матерям нужно доискиваться её смысла: ради чего? 
ТВМ: «Я вернусь, мама» говорили сыновья, уходившие на Чеченскую войну…
ТВК: …«Жди меня, мама» говорили, уходя на Афганскую войну…
ТВМ: …«До встречи» говорили сыновья, уходившие воевать за чьи-то корыстные интересы на войну в Ливию и Сирию…
ТВК: …«Не переживай, я же «в рубашке родился» говорит чей-то сын, уходя воевать за Донбасс…

На экране – видео со звуком «Горячие точки планеты» + «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством». Джон Кеннеди
ИАГ (на фоне фильма с фрагмента Афганистан):
Над простреленною каской
Плачет мать в тоске вселенской
От Германской до Афганской,
От Афганской до Чеченской.

Для того ли их кормили
Сбережёнными кусками,
Чтобы к братской их могиле
Мы тропиночку искали?

Нет житья с добром и лаской,
Нету счастья доле женской,
От Германской до Афганской,
От Афганской до Чеченской.

Опечаленные лица,
Звуки сдержанного мата,
Пыль дорожная клубится
Возле райвоенкомата.

Для солдатской службы честной
Будут мальчики рождаться
От Афганской до Чеченской,
От Чеченской до Гражданской?
На экране – Домашний фестиваль «Я вернусь, мама»
ТВК: Как вы думаете, почему автор этих строк Александр Городницкий закончил стихотворение этой фразой «от Чеченской до Гражданской»? Гражданская – это ведь война внутри государства. (ответы) Потому что матери скоро выйдут на войну с собственным государством, они будут защищать жизнь своих сыновей.
На экране – видео со звуком «Компьютерные игры Counter-Strike

Юрий Рузу:
Позвал я внука со двора
К открытому окну.
- Во что идет у вас игра?
- В подводную войну!

- В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.

Ушел он, выслушав совет.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает: - Дед,
А как же в мир играть?..

Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!

На экране – Домашний фестиваль «Я вернусь, мама!»

ТРЕК 9 Фонограмма – инструментальная музыка «Новая эра»
Учащиеся - участники фестиваля
Лиза: Разве можно, взъерошенной, мне истлеть,
Неуемное тело бревном уложить?
Аня: Если все мои двадцать корявых лет,
Соня: Как густые деревья, гудят - жить!
Данил: Если каждая прядь на моей башке
К солнцу по-своему тянется,
Стас: Если каждая жилка бежит по руке
Неповторимым танцем!
Лера: Жить! Изорваться ветрами в клочки,
Жаркими листьями наземь сыпаться,
Вика: Только бы чуять артерий толчки,
Гнуться от боли, от ярости дыбиться.
Елена Ширман «Жить!» (Из поэмы "Невозможно") 1930 год

На экране – видео-клип «Жить» со звуком
Выходят взрослые участники фестиваля
На экране – Домашний фестиваль «Я вернусь, мама!»
ТВК: В День Победы над фашистской Германией и накануне Дня матери мы провели Домашний фестиваль «Я вернусь, мама!»
ТВМ: Возвращайтесь…
СВВ:…возвращайтесь из ночного клуба…
ТБТ: … с работы…
ИАГ: …из путешествия…
ТВК: …возвращайтесь из кино…
СВВ:…… с прогулки…
ТБТ: … из магазина…
ИАГ … с цветами…
ТВК: …и без цветов. Главное, возвращайтесь!
ТРЕК 10 Фонограмма – Олег Ломовой – «Почему же ты не спишь, война?»

Сценарий Татьяны Кундозёровой, апрель 2018 г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий