четверг, 8 февраля 2018 г.

ГОРОДСКОЙ РУСИФИКАТОР

 «РУСИФИКАТОР»
 или «Проверь себя на русскость»
12 января 2018 г.
Ссылка на видео телестудии LiTes  «В Ярвеской русской гимназии состоялся «Русификатор»
9-классники школ города рассаживаются за столики и складывают русские пословицы из отдельных слов (Чем богаты, тем и рады; Сядем рядком да потолкуем ладком; Работа веселье любит; Любишь гостить - люби и к себе звать; Есть терпение - будет и умение; Не красна изба углами - красна пирогами; Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Оформление: свечи, пустые таблички на столах, ручки, маркеры, задания
На экране – фотографии начала 20 века (русские церкви)
ТРЕК с 11 по 15 Фонограмма – балалайка
На экране - Русификатор
ТРЕК 1 Фонограмма - русская народная музыка
ТВК: Добрый день, дорогие гости!
АА: Рады видеть вас в нашем доме!
ТВК: С Новым годом и святками вас!
АА: А кто из вас знает, почему в нашем доме до сих пор стоит елка?
Ответ
ТВК: Старый Новый год. Нигде в мире нет такого странного праздника.
На экране – с наступающим старым Новым годом
АА: А все игры календарей. И первое творческое задание: найдите в интернете информацию о том, что же такое старый Новый год.
ТВК: Команда, которая первая найдет информацию, должна постараться вразумительно объяснить этот фенОмен.
Поиск
ТРЕК 1 Фонограмма - русская народная музыка
ТВК: Кто готов?
Ответ
АА: И теперь о сладостях дня. Вот это всем известные чупа-чупсы.
ТВК: Вопрос взрослым. А как назывались в старину сладости из запеченного сахара на палочках?
(леденец «Петушок на палочке»)
АА: Учитель и команда, которая первой нашла информацию, получают первый чупа-чупс.
ТВК: Чупа-чупс – это ни что иное как русский петушок на палочке, прошедший тяжелый путь деградации до колобка.
АА: Уважаемые учителя, огромная просьба поработать наблюдателями за столом команды из соседней школы.
Дают учителям ключи с правильными ответами
ТРЕК 2 Фонограмма - русская народная музыка
АА: Внимание! Следующее задание. Сложите правильно русские пословицы из разрозненных слов, которые лежат у вас на столах.
ТВК: На основе пословицы придумайте название команды и напишите на табличке.
АА: И, конечно, нужно будет прочитать пословицу.
ТРЕК 3 Фонограмма - русская народная музыка
Выполняют задание, получают чупа-чупсы
ТВК: Как вы думаете, зачем нужны программы про русскую культуру, русские обычаи и традиции?
Два ответа из зала
АА: Какой же я русский, если, как средний американец, знаю про родину предков только это? Водка, медведь, матрешка.
На экране – водка, медведь, матрешка
ТВК: А вы себя относите к русским людям?
АА: Я думаю, русский - это человек, который говорит, думает и видит сны на русском.
ТВК: Давайте посмотрим мой любимый отрывок из фильма «72 метра» о любви к русскому языку.
На экране – видео-отрывок из фильма «72 метра»
На экране - Русский язык – родной для 170 млн. человек.
350 млн. человек понимают русский язык.
180 млн. человек изучают русский язык.
Русский язык – четвертый язык общения в мире.
ТВК: Но я себя отношу к русским людям не только потому, что у меня девичья фамилия Иванова и не потому, что я говорю на русском языке, еще я могу отличить русскую народную музыку или русский народный инструмент от музыки других народов.
На экране – русская музыка
АА: А вы можете? Музыкальный конкурс. Сейчас прозвучат музыкальные фрагменты, а вы попытаетесь определить название русского инструмента или русская ли это музыка вообще.
ТВК: Запишите, а наблюдатель скажет, правильный ли это ответ и нужно ли вам вручить чупа-чупс.
Помощницы раздают чупа-чупсы за правильные ответы
ТРЕК 4 Фонограмма – песня «В лесу родилась елочка»
АА: Как вы считаете, это русская народная песня?
(нет, это авторская песня)
ТРЕК 5 Фонограмма – гусли
ТВК: Как называется музыкальный инструмент, который только что прозвучал? (гусли)
ТРЕК 6 Фонограмма – украинская
АА: Русская ли это музыка? (нет, это украинская)
ТРЕК 7 Фонограмма –песня «Кадриль»
ТВК: Это русская народная песня? (не народная) Какое слово пропущено? (кадриль)
ТРЕК 8 Фонограмма – Пелагея «Мне малым-мало спалось»
АА: А эта песня имеет отношение к русской народной?
ТРЕК 9 Фонограмма – финская полька
ТВК: Очень я любила слушать эту музыку в детстве, но русская ли она?
ТРЕК 10 Фонограмма – песня «Ой, мороз, мороз»
АА: Можем ли мы назвать эту песню русской народной? А еще как называются такие песни?
ТВК: А еще такие песни называются застольными. Почему? Все реже и реже на семейных праздниках поют хором. А ведь пение учит радоваться жизни.
АА: Давайте попробуем вместе спеть одну из застольных русских народных песен?
ТВК: Здесь есть русский дух?
На экране – караоке «Ой, мороз, мороз»
ТВК: За смелость –каждой команде по чупа-чупсу!
Помощницы раздают чупа-чупсы
ТРЕК 11 Фонограмма – инструментальная музыка
На экране – магическая цифра семь
АИ: Переходим к математике. Итак, магическая цифра «семь».
ТВК: В народной мудрости цифре семь отводится роль божественного числа.
АИ: Простое задание: вспомните или найдите пословицы, поговорки, устойчивые выражения с цифрой семь.
ТВК: Две минуты на выполнение задания.
ТРЕК 11 Фонограмма – инструментальная музыка
 (семь кругов ада; семь раз отмерь, один раз отрежь; у семи нянек дитя без глазу; семь бед - один ответ; один с сошкой, семеро с ложкой; семеро одного не ждут;тайна за семью печатями;  быть на седьмом небе от счастья;  семь смертных грехов; семь пядей во лбу; за семь верст киселя хлебать; седьмая вода на киселе; семь бед - один ответ; семеро по лавкам; семь пятниц на неделе: нос на семерых рос - одному достался; семи смертям - не бывать, а одной не миновать; для любимого дружка семь вёрст не околица...)
АИ: Давайте послушаем команды. Отвечайте по очереди и постарайтесь не повторяться.
ТРЕК 12 Фонограмма – инструментальная музыка
ТВК: Ребята, кто помнит имена людей, причисленных к лику святых, которые создали старославянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
АИ: Внимание на экран! О сложном русском языке веселым языком КВН.
На экране – видео «Уральские пельмени»

На экране – устойчивые словосочетания

ТВК: Русский язык не только богатый, но и замысловатый. Некоторые иностранцы не понимают, как могут быть, например, слова крылатыми. У них что, крылья?
АИ: Внимание, следующее задание. Подберите к предложенным словам подходящие глаголы, существительные или прилагательные, которые могли бы запутать иностранцев.
ТВК: Одним словом, вспомните устойчивые выражения с предлагаемыми словами. Например, не «холодный снег», а «холодный взгляд». Кстати, если вы объясните, что означают выражения, то получите дополнительный чупа-чупс.
АИ: Запишите слова вместо точек.
ТРЕК 12 Фонограмма – инструментальная музыка
Ребята выполняют задание
ТВК: Уважаемые наблюдатели, зафиксируйте, пожалуйста, сколько словосочетаний удалось придумать команде. А я назову правильные ответы.
Водить…(за нос)
Тоска……(зеленая)
Съесть…(собаку)
Хранить …(молчание)
(Навострить)…уши
Я вижу тебя … (насквозь)
Строить…(глазки)
ТРЕК 13 Фонограмма – русская песня
На экране - Русское прикладное творчество
ТВК: Сложное задание. Русское прикладное творчество. Сейчас на экране вы увидите 5 изделий русского народного промысла. Попробуйте назвать их.
АА: Запишите их названия в задании «Русское прикладное творчество». Кстати, на листке даны правильные ответы, вам надо только расположить их в нужном порядке. Готовы к просмотру?
На экране – гжель, хохлома, тульский самовар, дымковская игрушка, палех
ТВК: А теперь передайте свои листочки наблюдателям.
Команды получают чупа-чупсы по количеству правильных ответов.
ТРЕК 13 Фонограмма – «Масленица»
На экране - Русские народные традиции
АА: Следующее задание – наилегчайшее. Потому что многие русские народные традиции сохраняются до сих пор в наших семьях.
ТВК: Перечислите любые русские народные традиции или суеверия. На выполнение задания - две минуты.
Ребята выполняют задание
ТРЕК 14 Фонограмма – инструментальная музыка
(гадание на святки; встреча старого Нового года; блины на Масленицу; сжигают чучело зимы на масленицу; яйца красим в Пасху; выпечка Пасхи; традиционное гостеприимство; хлеб-соль молодым; «горько» на свадьбе; тосты (на посошок); обливание в Ильин день; всей семьей лепят пельмени; крестные родители; на поминках ставят рюмочку, прикрытую хлебом, пустые ведра)

Помощницы вручают за каждый правильный ответ чупа-чупс.
ТВК: Тот, кто не очень любит танцевать остается за столом и пересчитывает чупа-чупсы.
АИ: А всех, кто любит танцевать, приглашаем на джаз-денс!
На экране – just dance
ТВК: Как вы думаете, есть ли сегодня победители? И те, кто отвечал правильно и те, кто узнал что-то новое для себя, - все победители. Зачем пересчитывали чупа-чупсы? Чтобы поделить поровну!
АИ: Всем командам мы вручаем благодарственные письма за участие!
Вручают благодарственные письма
На экране – «CпасиБо! Молодцы!»

ТРЕК 15 Фонограмма – русская музыка


Сценарий Татьяны Кундозеровой, январь 2018 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий