«РУСИФИКАТОР»
или «Проверь себя на русскость»
12 января 2018 г.
Ссылка на видео
телестудии LiTes «В Ярвеской
русской гимназии состоялся «Русификатор»
https://www.youtube.com/watch?v=wjkG3XUeVVY&feature=youtu.be&list=PLNzOoKsOB6ZFEimAWmhlJidyCxrAD3IOI
9-классники школ города рассаживаются за столики и складывают русские
пословицы из отдельных слов (Чем богаты, тем и рады; Сядем рядком да потолкуем
ладком; Работа веселье любит; Любишь гостить
- люби и к себе звать; Есть терпение - будет и умение; Не красна изба
углами - красна пирогами; Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Оформление: свечи, пустые таблички на столах, ручки, маркеры, задания
На экране – фотографии начала 20 века (русские церкви)
ТРЕК с 11 по 15 Фонограмма – балалайка
На экране - Русификатор
ТРЕК 1 Фонограмма - русская народная музыка
ТВК: Добрый день, дорогие гости!
АА: Рады видеть вас в нашем доме!
ТВК: С Новым годом и святками вас!
АА: А кто из вас знает, почему в
нашем доме до сих пор стоит елка?
Ответ
ТВК: Старый Новый год. Нигде в мире нет
такого странного праздника.
На экране – с наступающим старым
Новым годом
АА: А все игры календарей. И первое
творческое задание: найдите в интернете информацию о том, что же такое старый
Новый год.
ТВК: Команда, которая первая найдет
информацию, должна постараться вразумительно объяснить этот фенОмен.
Поиск
ТРЕК 1 Фонограмма - русская народная музыка
ТВК: Кто готов?
Ответ
АА: И теперь о сладостях дня. Вот
это всем известные чупа-чупсы.
ТВК: Вопрос взрослым. А как назывались
в старину сладости из запеченного сахара на палочках?
(леденец
«Петушок на палочке»)
АА: Учитель и команда, которая первой
нашла информацию, получают первый чупа-чупс.
ТВК: Чупа-чупс – это ни что иное как
русский петушок на палочке, прошедший тяжелый путь деградации до колобка.
АА: Уважаемые учителя, огромная
просьба поработать наблюдателями за столом команды из соседней школы.
Дают
учителям ключи с правильными ответами
ТРЕК 2 Фонограмма - русская народная музыка
АА: Внимание! Следующее задание. Сложите
правильно русские пословицы из разрозненных слов, которые лежат у вас на столах.
ТВК: На основе пословицы придумайте
название команды и напишите на табличке.
АА: И, конечно, нужно будет прочитать
пословицу.
ТРЕК 3 Фонограмма - русская народная музыка
Выполняют
задание, получают чупа-чупсы
ТВК: Как вы думаете, зачем нужны
программы про русскую культуру, русские обычаи и традиции?
Два ответа
из зала
АА: Какой же я русский, если, как
средний американец, знаю про родину предков только это? Водка, медведь,
матрешка.
На экране – водка, медведь, матрешка
ТВК: А вы себя относите к русским
людям?
АА: Я думаю, русский - это человек,
который говорит, думает и видит сны на русском.
ТВК: Давайте посмотрим мой любимый
отрывок из фильма «72 метра» о любви к русскому языку.
На экране – видео-отрывок из фильма «72 метра»
На экране - Русский язык – родной для 170 млн. человек.
350 млн. человек понимают русский язык.
180 млн. человек изучают русский язык.
Русский язык – четвертый язык
общения в мире.
ТВК: Но я себя отношу к русским людям
не только потому, что у меня девичья фамилия Иванова и не потому, что я говорю
на русском языке, еще я могу отличить русскую народную музыку или русский
народный инструмент от музыки других народов.
На экране –
русская музыка
АА: А вы можете? Музыкальный
конкурс. Сейчас прозвучат музыкальные фрагменты, а вы попытаетесь определить
название русского инструмента или русская ли это музыка вообще.
ТВК: Запишите, а наблюдатель скажет,
правильный ли это ответ и нужно ли вам вручить чупа-чупс.
Помощницы
раздают чупа-чупсы за правильные ответы
ТРЕК 4 Фонограмма – песня «В лесу родилась елочка»
АА: Как вы считаете, это русская народная
песня?
(нет, это авторская
песня)
ТРЕК 5 Фонограмма – гусли
ТВК: Как называется музыкальный
инструмент, который только что прозвучал? (гусли)
ТРЕК 6 Фонограмма – украинская
АА: Русская ли это музыка? (нет,
это украинская)
ТРЕК 7 Фонограмма –песня
«Кадриль»
ТВК: Это русская народная песня? (не
народная) Какое слово пропущено? (кадриль)
ТРЕК 8 Фонограмма – Пелагея «Мне
малым-мало спалось»
АА: А эта песня имеет отношение к
русской народной?
ТРЕК 9 Фонограмма – финская
полька
ТВК: Очень я любила слушать эту
музыку в детстве, но русская ли она?
ТРЕК 10 Фонограмма – песня «Ой,
мороз, мороз»
АА: Можем ли мы назвать эту песню
русской народной? А еще как называются такие песни?
ТВК: А еще такие песни называются застольными.
Почему? Все реже и реже на семейных праздниках поют хором. А ведь пение учит
радоваться жизни.
АА: Давайте попробуем вместе спеть
одну из застольных русских народных песен?
ТВК: Здесь есть русский дух?
На экране –
караоке «Ой, мороз, мороз»
ТВК: За смелость –каждой команде по чупа-чупсу!
Помощницы
раздают чупа-чупсы
ТРЕК 11 Фонограмма – инструментальная музыка
На экране – магическая цифра семь
АИ: Переходим к математике. Итак, магическая цифра «семь».
ТВК: В народной мудрости цифре семь
отводится роль божественного числа.
АИ: Простое задание: вспомните или найдите пословицы,
поговорки, устойчивые выражения с цифрой семь.
ТВК: Две минуты на выполнение
задания.
ТРЕК 11 Фонограмма – инструментальная музыка
(семь кругов ада; семь раз отмерь,
один раз отрежь; у семи нянек дитя без глазу; семь бед - один ответ; один с
сошкой, семеро с ложкой; семеро одного не ждут;тайна за семью печатями; быть на седьмом небе от счастья; семь смертных грехов; семь пядей во лбу; за семь верст киселя хлебать; седьмая вода на киселе; семь бед - один ответ; семеро
по лавкам; семь пятниц на неделе: нос
на семерых рос - одному достался; семи смертям - не бывать, а одной не миновать;
для любимого дружка семь вёрст не околица...)
АИ: Давайте послушаем команды. Отвечайте
по очереди и постарайтесь не повторяться.
ТРЕК 12 Фонограмма – инструментальная музыка
ТВК: Ребята, кто помнит имена людей, причисленных к
лику святых, которые создали старославянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
АИ: Внимание на экран! О сложном русском языке веселым языком
КВН.
На экране – видео «Уральские
пельмени»
На экране – устойчивые
словосочетания
ТВК: Русский язык не только богатый, но и замысловатый. Некоторые иностранцы не
понимают, как могут быть, например, слова крылатыми. У них что, крылья?
АИ: Внимание, следующее задание. Подберите к предложенным словам
подходящие глаголы, существительные или прилагательные, которые могли бы
запутать иностранцев.
ТВК: Одним словом, вспомните устойчивые выражения с предлагаемыми словами. Например,
не «холодный снег», а «холодный взгляд». Кстати, если вы объясните, что
означают выражения, то получите дополнительный чупа-чупс.
АИ: Запишите слова вместо точек.
ТРЕК 12 Фонограмма – инструментальная музыка
Ребята
выполняют задание
ТВК: Уважаемые наблюдатели, зафиксируйте, пожалуйста, сколько словосочетаний
удалось придумать команде. А я назову правильные ответы.
Водить…(за нос)
Тоска……(зеленая)
Съесть…(собаку)
Хранить …(молчание)
(Навострить)…уши
Я вижу тебя … (насквозь)
Строить…(глазки)
ТРЕК 13 Фонограмма – русская песня
На экране -
Русское прикладное творчество
ТВК: Сложное задание. Русское
прикладное творчество. Сейчас на экране вы увидите 5 изделий русского народного
промысла. Попробуйте назвать их.
АА: Запишите их названия в задании
«Русское прикладное творчество». Кстати, на листке даны правильные ответы, вам надо
только расположить их в нужном порядке. Готовы к просмотру?
На экране –
гжель, хохлома, тульский самовар, дымковская игрушка, палех
ТВК: А теперь передайте свои листочки
наблюдателям.
Команды
получают чупа-чупсы по количеству правильных ответов.
ТРЕК 13 Фонограмма – «Масленица»
На экране -
Русские народные традиции
АА: Следующее задание –
наилегчайшее. Потому что многие русские народные традиции сохраняются до сих
пор в наших семьях.
ТВК: Перечислите любые русские
народные традиции или суеверия. На выполнение задания - две минуты.
Ребята
выполняют задание
ТРЕК 14 Фонограмма –
инструментальная музыка
(гадание на
святки; встреча старого Нового года; блины на Масленицу; сжигают чучело зимы на
масленицу; яйца красим в Пасху; выпечка Пасхи; традиционное гостеприимство;
хлеб-соль молодым; «горько» на свадьбе; тосты (на посошок); обливание в Ильин
день; всей семьей лепят пельмени; крестные родители; на поминках ставят
рюмочку, прикрытую хлебом, пустые ведра)
Помощницы
вручают за каждый правильный ответ чупа-чупс.
ТВК: Тот, кто не очень любит
танцевать остается за столом и пересчитывает чупа-чупсы.
АИ: А всех, кто любит танцевать,
приглашаем на джаз-денс!
На экране –
just dance
ТВК: Как вы думаете, есть ли сегодня
победители? И те, кто отвечал правильно и те, кто узнал что-то новое для себя,
- все победители. Зачем пересчитывали чупа-чупсы? Чтобы поделить поровну!
АИ: Всем командам мы вручаем
благодарственные письма за участие!
Вручают
благодарственные письма
На экране –
«CпасиБо! Молодцы!»
ТРЕК 15 Фонограмма – русская музыка
Сценарий Татьяны Кундозеровой, январь
2018 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий