Психотерапевтический
сценический сеанс
для подростков и их
родителей
«Шина еще не колесо»
"Rehv - see pole veel ratas"
Сценарий и постановка
Татьяны Кундозеровой, 2022/2023 уч. год
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ДИЛОГИИ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Вторая часть "Колесо - еще не автомобиль" - ответ взрослых на манифест подростков еще в работе. Выставлю позже.
Видео репетиции: https://youtu.be/Q_CUwvXzxg0
Видео общий план:
https://www.youtube.com/watch?v=MHnyrHHbftg
Видеомонтаж:
https://www.youtube.com/watch?v=-bUox1PflzU
Нарвская
газета
https://gazeta.ee/culture/zolotaya-rybka-2023-gran-pri-zavoevali-gosti-narvskoj-sczeny-narvityane-podtverdili-svoe-masterstvo/
Видео на нашем канале:
https://www.youtube.com/watch?v=37KRFxPrjCU
Реклама 29 мая
https://severnojepoberezhje.postimees.ee/7779804/teatralnyy-ponedelnik-v-kohtla-yarveskom-centre-kultury
Не всегда будет мрак там, где он огустел.
Святое писание
Мы сгустили мрак, чтобы разогнать его.
НКО «Театр ЯРГ»
На экране –
в основе инсценировки:
реальные истории из сочинений учащихся Славянской
основной школы,
монологи и диалоги
из пьес Дона
Нигро «Звериные истории», Александра Тюжина «Молоток», Людмилы Разумовской «Дорогая Елена
Сергеевна»,
из книг
Джерома Девида Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Айди Валлик «Как поживаешь,
Энн?», Кейт Фиджес «А как же я?», Андрея Геласимова «Нежный возраст», Евгения
Гришковца «Ты пишешь СМС», Милана Кундера «Вальс на прощание»,
из фильмов
«Хорошо быть тихоней», «Будка поцелуев», «Клуб «Завтрак»,
из сериалов
«Красные браслеты», «Моя так называемая жизнь»…
Герои:
Мамина дочка – Анастасия Михальчук
Бунтарь – Никита Мёльдер
Хейтер – Софья Кряталова
Оригиналка – Снежана Гаранина
Мажор – Мартин Спичиков
Ботан – Олег Шмидт
Спортсмен – Никита Раянок
Красавчик – Никита Туболев
Тихоня – Ангелика Партхаль/ Екатерина Суворова
Звукорежиссер – Глеб Пронин
Оператор видеоряда – Екатерина Суворова
Костюмы: черные толстовки с капюшонами,
на толстовках желто-черные ленты безопасности, под толстовками желтые футболки,
черные джинсы, грубая обувь на шнурках – мартинсы.
Реквизит: ледовская красная лента, удлинитель, девять шин, мобильники,
желто-черная клейкая лента, ножницы
Ледовской красной лентой обозначена «зона опасности»
ТРЕК 1 Фонограмма – Петр Налич «Деридум»
Свет – задник тёмный, желтый центр
На экране – граффити «Шина» на школе
Актеры выходят из-за кулис с шинами, садятся на них, долго и молча смотрят на зрителей
Бунтарь: (тихо) Мечтаю о том, чтобы школьные дни закончились. Каждый день вычеркиваю в календаре день до конца учебы. Вот осталось 56 учебных дней.
ТРЕК 2 Фонограмма – звонок будильника «Вставай в школу»
Актеры закрывают уши
Спортсмен: Семьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник, и ты собираешься в школу.
Мажор: Через силу просыпаешься под звон будильника, который разбивает сон, как удар топора. Интересно, каким может быть день, который начинается таким насильственным способом?
Красавчик: Что должно происходить с человеком, который пять дней в неделю с помощью будильника получает небольшой шок? Он изо дня в день привыкает к насилию и изо дня в день отучается от радости.
Оригиналка: Считается, будто юные годы – это самое счастливое время жизни. А на самом деле - сплошной ужас. Только и делаешь, что ждешь чего-то. Ждешь окончания уроков, ждешь выходных, ждешь появления парня, ждешь будущего, яркой жизни…
Хейтер: И от тебя все чего-то ждут: учителя, родители, друзья. Задолбалась соответствовать!
Тихоня: Моя жизнь – это поле битвы за собственную душу.
ТРЕК 3 Фонограмма – Пятница – «Я солдат»
(поют)
Я солдат - недоношенный ребёнок войны.
Я солдат, мама залечи мои раны.
Я солдат, солдат забытой Богом страны.
Я герой, скажите мне, какого романа.
О-о-о-о-о-о-о, уе, уе
О-о-о-о-о-о-о.
ТРЕК 4 Фонограмма – «Stomp»
Свет – мигающий
красный
Актеры маршируют, как в степ-аэробике, наступая на
шины
Свет – красный
Бунтарь: Школа – это
роддом депрессухи. Тут делят всех на умных и «особо одаренных».
Все актеры делают кавычки
Бунтарь: Ну, это когда
учитель шутит: «По-вто-ряю для особо одаренных!», а ты реально не понял и
чувствуешь себя «не особо одаренным», то есть тупым…
Красавчик: …изо всех сил стараешься не оказаться в числе
лузеров.
Хейтер: Тоска! Преподы
не в курсе, что внимание можно удерживать не дольше 22 минут? Какой толк
держать нас целых 45? Не позволяют даже разговаривать, но если не болтать, мы
уснем от скуки.
Мажор: Ненавижу
кучу домашки. Ведь каждый учитель думает, что его предмет единственный. Сижу до
часу ночи...
Мамина дочка: А я не хотела бы
быть учителем. Лично меня раздражает долго кому-нибудь что-то объяснять. Я бы
не смогла учить некоторых тормозов.
Оригиналка:
А не люблю, когда меня отвлекают от урока придурки-одноклассники! Или когда
кто-то во время контрольной ногой трясет, вот так!
ТРЕК 4 Фонограмма
– «Stomp»
Свет – мигающий
красный
Все маршируют, хаотически ходят, затем
поворачиваются спиной к зрителям, руки за спину.
Свет –
люди-силуэты. Олег на авансцене в луче света.
Ботан: (перекрикивает музыку) А мне нравится
учиться!
Тишина, все оборачиваются и смотрят на Ботана
(тише) Мне нравится
учиться. Да! Я даже люблю учиться. Но я ненавижу школу… По утрам я просыпаюсь в
жутком настроении и думаю «скорей бы закончился этот день». Я ботан, а таких у
нас в школе не любят. Конечно, я пытаюсь подстроиться под интересы
одноклассников, завязать разговор, но никто со мной не говорит. Когда я к
кому-то подхожу, они или продолжают болтать, не обращая на меня внимания, или
замолкают и молчат, пока я не отойду. Быть не таким, как все, – ужасно. Это как
будто тебя наказывают за преступление, которого ты не совершал. Я не знаю, что
со мной не так. Не знаю, что должен делать, как себя вести, что говорить…Я
боюсь стать никем. Боюсь превратиться в ничто. Мне лишь известно, что никто
меня не любит, никто не признает своим… Ладно, извините.
Все по очереди встают на свои шины
Свет - желтый
Мамина дочка: Еще эти
взаимоНЕотношения. Я ненавижу свою зависимость от мнения моих одноклассников!
Например, мне не нравятся пошлые шутки и мат. Но если ты не смеешься над
дибильными тик-токами и не материшься, то ты в разряде «тупых коров», которые
не понимают юмора. В общем, «если ты не с нами, то ты против нас». Бред! Но я
не хочу быть одиночкой в классе. Поэтому глупо хихикаю вместе со всеми.
Хейтер: А школьная столовка - это самое страшное место в мире. Она похожа на тюрьму: время ограничено,
учителя смотрят за порядком, ешь, что дают…
Оригиналка: А я не люблю, когда людей делят на категории:
богатые и бедные. «Ой, это какая у тебя фирма? О! Адидас! Кру-уто! А эту видели, вся в секонде, а
строит из себя черте что!»
Тихоня: И кости перемывают. Сплетничают, что я сказала, как
оделась, какую оценку получила и все такое.
Мажор: Здесь вообще нельзя выделяться! Заклюют!
Мамина дочка: Рыжая, конопатая, ржавая. Блин, да
сколько можно? Это моя особенность!
На экране - модель Винни Харлоу
Слышали про модель Винни Харлоу с синдромом витилиго? Это
такие белые пятна на коже. Она завоевала все подиумы! А у меня конопушки и
рыжие волосы и я чувствую себя уродиной.
На экране - граффити
Тихоня:
Самое странное, что тебе прилетает за то, что ты не можешь изменить. Я жутко
стесняюсь своих ушей.
Мажор: Бабушка-бабушка, а в кого у меня такие ушки?
Тихоня:
Отвали! Они кажутся мне ужасно огромными. А еще я очень стеснительная. Мечтаю
исчезнуть и переродиться в кого-то поувереннее…
Оригиналка: Спасибо брекетам! (поясной поклон) Я потеряла улыбку! Бабушка
говорит, что «за эти деньги можно машину купить, можешь гордиться». Чем
гордиться, когда улыбка как у киборга?
Тихоня:
Да ладно брекеты, через два года будут ровные зубы, у меня реальные проблемы!..
Хейтер:
Ничего богатого мужа найдешь и поправишь ушки.
Смеются
Тихоня:
Вы не понимаете, что говорите не только о моих зубах или
ушах! Вы говорите о моей жизни! Иногда так злюсь, что хочется заорать и
начать крушить стены!
Мажор: (в тишине) Во, тихоня разошлась!
Спортсмен: А ты капюшон на голову, челку на лицо, наушники в уши
и, как в танке: не видишь и не слышишь никого.
На экране – граффити девушка
ТРЕК 5 Фонограмма – Марио
Свет – мигающий желтый
Все надевают капюшоны и
прыгают через шины
Свет – желтый
Все: Тик-так,
тик-так…
Красавчик: 45 минут…
Все: Тик-так-тик-так…
Хейтер: Утекают дни
моей прекрасной, как утверждают, юности!
Все: Тик-так,
тик-так…
Мажор: Тик-так,
тик-так… и ты дома!
Оригиналка: И тут здрассьте, мама, здрассьте, папа! И вопрос…
Все: «Как дела в
школе?»
Бунтарь: Лучше бы
спросили, как там бои без правил?
Ботан: Интересно, кто-нибудь из взрослых хотел бы вернуться
в школу?
Молчание
Мамина дочка: Мама говорит, что мы выдумываем проблемы, и нынешний
буллинг – всего лишь новое слово для старой беды. Над ними тоже прикалывались,
дергали за косички, придумывали клички и всё такое…Теперь, говорит, даже
прикольно вспоминать. Ведь у счастливых людей, говорит она, нет воспоминаний.
Спортсмен: Наверное, она забыла, каково это быть
пятнадцатилетним прыщавым подростком…
Мажор: Держу пари,
люди жили бы гораздо дольше, если можно было бы проспать в коме подростковый
кризис.
Красавчик: Мой отец говорит, что жизнь – это череда черных дыр,
не знаешь, в какую угодишь.
ТРЕК 6 Фонограмма – супер-Марио
Свет – мигающий
желтый
Перепрыгивают из шины в шину,
затем раскладывают шины полукругом на авансцене
Свет – желтый
Оригиналка: Мне нравятся те, кто отличается: может заплести
дреды, побриться налысо, сделать татуху, в общем, выделиться как-то. Смелые! Им
наплевать на чужое мнение.
Хейтер: Мое тело, мое дело!
Мамина дочка: Вот-вот! Красивые, уверенные в себе, стервы! Откуда
они только берут эту смелость?
Хейтер: Ну, ты, поговори мне!
Тихоня: Страшнее стерв только неадекваты-одноклассники.
На экране - граффити
ТРЕК 7 Фонограмма – «Stomp»
Свет – мигающий
красный
Мажор снимает кроссовок с Ботана,
все начинают перебрасывать кроссовок друг другу, Ботан кричит и пытается
отобрать кроссовок.
Все встают у задника справа.
Свет – красный, авансцена
Ботан: (садится на
шину на авансцене и обувает кроссовок) Я не рассказываю родителям об
издевательствах. Ведь буллинг – это всего лишь «новое название старой беды».
Хорошо, когда в школе у тебя есть друзья. С ними можно перетереть все проблемы.
Но у меня нет друзей…
Мажор: Да, когда нет друзей, добро пожаловать к психотерапевту.
Мамина дочка: (говорит
быстро, боясь, что её перебьют, и садится рядом с Ботаном) Моя мА говорит,
что у русских не приживаются психотерапевты, потому что у них есть друзья, с которыми
можно, как ты говоришь, перетереть проблемы. И вообще, говорит мА, сплетничать
полезно. Слушайте, я тут недавно посмотрела, как выглядели киношные звезды в
юности. Ржака! Хочешь покажу?
Ботан: Тебе не идет слово «ржака».
Мамина дочка: Все так говорят.
Ботан: Кому-то идет, а тебе нет.
Мамина дочка: Знаю, но хочется выглядеть круче. Ладно, смотри.
Все садятся на пол там, где
стояли
Свет – общее затемнение сцены
На экране – смешные
юношеские фотографии звезд
Актеры пытаются догадаться,
кто есть кто, смеются
На экране – граффити
Свет – авансцена, люди-силуэты на заднем
плане
Мамина дочка: У всех были проблемы в юности, говорит мама.
Красавчик: (жестко) Ты
сама-то думать умеешь?
ТРЕК 8 Фонограмма – «Stomp»
Парни ставят шины одну на
другую, как трибуну
Все встают в ряд, нога к
ноге
Мажор: (очень пафосно) Кто научил вас? Кто научил вас ненавидеть качество
своих волос? Кто научил вас ненавидеть свою кожу? Кто научил вас ненавидеть
форму вашего носа? Форму ваших губ, что вы готовы лечь под нож пластического
хирурга? Кто научил вас ненавидеть себя от головы до кончиков пальцев ног? Кто
научил вас ненавидеть своих собратьев? Кто научил вас ненавидеть то, что создал
Бог?
Свет – общий желтый
Все: Офигеть!
Бунтарь: Ты чё, с дуба рухнул?
Спортсмен: Че с головой, бро?
Мажор: Репетирую монолог на проект. В тему пришелся. А теперь
можете продолжать гнобить себя. Я-то себя люблю.
Мамина дочка: Ненавижу задавал. И фразы типа «Я – крутой! У меня
все получится!» Откуда ты знаешь?
Мажор: Я знаю!
Тихоня: А я смотрю на ребят на сцене, как они играют в
спектакле, и думаю, я тоже хотела бы попробовать… А потом вспомню
одноклассников-придурков, и их гадкие комменты, и говорю себе «ну, нафиг».
Ботан: (подходит к «трибуне»)
Мне нравятся уверенные в себе люди, а сам я боюсь выступать, даже на уроках не
люблю выходить к доске. Я, даже если знаю ответ, руку не поднимаю. Не хочу
выглядеть ботаном.
Мажор ногой разбивает
трибуну. Актеры поднимают по очереди свои шины и держат их в руках
Красавчик: (подходит за
шиной) Да ланна! Учителя любят отличников, бонусы им дарят. А если я хочу с
1 сентября исправиться, фиг тебе! Потому что на тебе клеймо двоечника. Поставят
тройку за то, за что отличнику ставят четверку. Репутация, блин. Начнешь
доказывать, типа, я учил, я же рассказал, ай, ...себе дороже.
Хейтер: А я выбивала оценку. Представьте, за одни и те же
ошибки мне трояк, а подруге 4. Ну да, слегка нахамила. Что тут началось! К
директору, к завучу на разборки! Я понимаю, у учителей возраст, оголенные
нервы, гормоны на исходе, а у меня буря гормонов. Мы не совпадаем! У меня
гормоны, блин!
Мажор: Подруга, коротко о главном. С учителями нельзя
конфликтовать. Запомни, можно не любить школу, но, если ее не избежать, надо
выйти из нее с наименьшими потерями.
Оригиналка: Поэтому ты всегда в шоколаде.
Мажор: Да пошла ты!
Хейтер: Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!
Оригиналка: Отец говорит, мол, улыбнись, будь сама собой, и
друзья подтянутся.
Тихоня: А красавицам все легко достается в этой жизни…
На экране – Клаудия Шифер
Оригиналка: У каждого - свои недостатки. Я читала, что красавица мира, Клаудия Шифер,
нашла в своем лице 28 недостатков. Поэтому я не улыбаюсь, чтобы сократить к
старости количество недостатков. А вы улыбайтесь! (зло) Чи-из!
Свет – авансцена
ТРЕК 9 Фонограмма – музыка-дефиле
На экране – граффити девушка
в очках
Все идут с шинами к
авансцене, приставляют их, как рамки, к лицу, и выстраиваются на общее фото
класса
Мамина дочка: В каждом классе есть мамина дочка…
Красавчик: …красавчик…
Ботан: …ботан…
Спортсмен: …спортсмен…
Бунтарь: …возмутитель спокойствия…
Мажор: …мажор…
Тихоня: …тихоня…
Оригиналка: …оригиналка…(выходит)
Хейтер: …милая стерва…
Все: Чи-из!
Все улыбаются
Хейтер: Ну и че ты сама не фотографируешься?
Оригиналка: Ага, чтобы лет через десять в мой фейс тыкали пальцами
и говорили, какая стрёмная у меня прическа? А этот лузер, этот ботан, эта…
Бунтарь: …а это девочка, в которую я был влюблен, но так и не
смог ей признаться.
На экране – граффити – любовь
Свет – голубой или розовый
Актеры кладут шины по бокам
сцены и садятся на них
ТРЕК 10 Фонограмма – нежная мелодия
Спортсмен: Иду я
тут по улице, а навстречу мне девушка. Я встал прямо посреди улицы, как этот… В
общем, влюбился… с первого взгляда… Ну, мне до этого нравились девушки –
Майли Сайрус там, Эмма Стоун, эта…, как ее… а… Кристен Стюарт – ну, я в инете их
видел, они мне нравились… Но, я как-то не влюблялся. Не-е, они красивые, тут без
всякого, но они, во-первых, с бойфрендами все, а во-вторых, далеко они… В школе
тоже есть девчонки, но те прыщавые, страшные, явно не… А эта тоже не Кристен
Стюарт, но у нее глаза такие, огромные, зеленые, как светофор прямо, горят
и…улыбается…и волосы еще такие…
ТРЕК 10 Фонограмма – нежная мелодия (заканчивается)
И тут я смотрю, улыбается она кому-то, прямо
светится, как лампочка. Оглянулся, а за мной идет Красавчик, подкатывает он к
ней, лапает и целует ее… Я как это увидел, мне сразу поплохело, думаю, что за
жизнь такая? Справедливость есть вообще в этом мире? Красавчикам все, а мне,
значит, ничего?
Резко уходит к
заднику
Тихоня: Красавчикам всё легко достается.
Ботан:
Почему девчонки влюбляются не в тех парней?
Тихоня: Они влюбляются в тех, кого заслуживают.
Мамина дочка: (встаёт) Любовь
в моем возрасте – это ощущение постоянной неловкости.
Ботан: (встаёт) Какой
сегодня день?
Мамина дочка: Четверг.
Ботан: Четверг?
Мамина дочка: Вчера была среда, значит, сегодня четверг. Вот и
поговорили. Иногда мне кажется, что от смущения можно умереть.
ТРЕК 11 Фонограмма – Петр Налич – «Lost and Forgotten»
Парни подходят к девушкам, танцуют.
Оригиналка: Дай мне скотч. Я хочу заклеить стрелки часов.
Бунтарь: Зачем?
Хейтер: Чтобы они не двигались. Или вынь из них батарейки.
Сделай что угодно, только останови время.
Красавчик: Зачем?
Мамина
дочка: Просто
останови время! Время убивает любовь...
Ботан: Хорошо, хорошо... Я остановлю время...
Все обнимают девушек
Красавчик: Я послушаю лучше твое сердце. Короткие гудки. Твое
сердце занято?
Хейтер: Да! Тобой.
Мажор:
Блин, как в кино! Так в жизни не бывает.
ТРЕК 12 Фонограмма
– сигнал мессенджера
Все девушки
собираются слева, а парни справа
Оригиналка: О! Это мой,
мой! (читает) Погуляем сегодня?
Да-да-да!
Девчонки визжат
от радости
ТРЕК 13 Фонограмма –
сигнал
мессенджера
Бунтарь:
(читает
сообщение и тихонько говорит) Йес!
Парни
приветствуют его кулачками
Оригиналка: Ты пишешь сообщение, ты не боишься? Знаешь, что
будет дальше? Ты его отправила.
Бунтарь:
Оп! И ты его уже получил.
Оригиналка: А что теперь начинается? А теперь начинается самое
ужасное: начинаю ждать ответ. От кого? От него, конечно. Но я-то хитрая. Закончила
сообщение так, чтобы в конце был вопрос. Чтобы он не мог не ответить. Потому
что как же можно ждать ответ от него.
ТРЕК 14 Фонограмма –
сигнал
мессенджера
Оригиналка: В
твоем телефоне заложена БОМБА, она детонирует, если ты в течение 15 секунд не
позвонишь мне, и не скажешь, где и когда мы встретимся. (любя) Придурок!
Девушки эмоционально реагируют
ТРЕК 15 Фонограмма –
сигнал
мессенджера
Бунтарь получает
сообщение, парни приветственно хлопают его по плечу
ТРЕК 16 Фонограмма –
звук вибрации мобильного
Бунтарь: И на самой шумной перемене...
Оригиналка: ... или во время интересного фильма...
Бунтарь: …или даже, когда ты спал, ты почувствуешь
вибрацию.
Все: Сообщение!
Оригиналка: И телефон засветился в темноте, как самая яркая
звезда.
Все поворачивают светящиеся экраны к
зрителям.
Парни: Это она!..
Девушки: Это он!
Хейтер: И теперь ты точно знаешь, зачем людям большие
пальцы на руках. Вот они кнопочки, вот они буковки, они складываются в слова. И
вот эти слова – полетели через космос. Куда?
Парни: К ней!
Девушки: К нему!
Мажор: Привет!
Все: Смайл!
Хейтер: Думаю о тебе.
Все: Смайл.
Мажор: Когда увидимся?
Все: Десять смайлов.
Девушки: И кисс, кисс, кисс, кисс!
Все: Лю-ю-бовь!
Свет – затемнение когда ложатся на пол,
затме красный
ТРЕК 17 Фонограмма – Lizer –
«Между нами»
Все поют:
Каждый сантиметр твоего тела
Станет километрами между нами.
Скажи мне эти три слова,
Что ты так давно хотела:
«Давай останемся друзьями».
Все ложатся на пол
на живот в центре сцены и смотрят в телефоны (включены фонарики)
ТРЕК 18 Фонограмма – разные звуки сообщений
На экране – граффити
«девушка ню»
Свет – красный
Все смотрят в
телефоны, переглядываются, перешептываются,
пишут в телефонах
Мамина
дочка: Вы это
видели? Говорила мне мама, никогда не посылай фотки, даже друзьям. С ними могут
сделать все, что угодно. Обалдеть! А кто выставил?
Бунтарь: Офигеть!
Хейтер: Что-о? Какого черта! Я ведь только ему послала!
Оригиналка: Милая, это значит, что ты в центре внимания. Ты
становишься знаменитой.
Хейтер: Что?! Я его убью! Я же только ему
посылала!
На экране – граффити
парень бросает букет
Свет –
красный мигающий
ТРЕК 19
Фонограмма – Stomp
Все бегут по спирали, затем парни берут шины и поднимают их перед собой, как бы защищая себя.
Девочки встают между парнями.
Свет – желтый
Оригиналка: Мама решила поговорить со мной о сексе.
Парни:
А не поздно?
Хейтер:
Да, блин, я и не думала. Ну, нет, думала, конечно.
Мамина
дочка: Но она опережает события, я еще
не влюбилась толком даже, а она говорит о нежелательной беременности.
Тихоня: Я не занимаюсь сексом, я даже близко к нему не
подошла.
Оригиналка: А она мне про
последствия. Какие последствия?
ТРЕК 20
Фонограмма – Город 312 – «Значит, ты уже большой»
Все поют
Вычисляю, где ты
Очень даже хорошо.
Никаких запретов
И ни грамма за душой,
Если хочешь это,
Значит, ты уже большой.
Мажор: А мне отец просто дал презики и сказал: «Надо быть
честным с девушкой. Если забеременеет, это и твоя заморочка». Сам-то он женился
на маме из-за случайного меня. Может, поэтому они так часто ругаются, срывая
злость на мне?
Свет – желтый
На экране – граффити «крик»
ТРЕК 21 Фонограмма – ссора родителей
Актеры строят баррикаду из
шин, затем встают - руки за спину.
Ботан: Где ты был?
Мамина дочка: Где ты была?
Хейтер: Какая любовь в 15 лет!
Оригиналка: Забеременеешь, домой не приходи!
Бунтарь: Выключай компьютер, ложись спать!
Тихоня: Я же русским языком сказала!
Бунтарь: Сколько раз повторять?
Мажор: Сними наушники, я с тобой разговариваю!
Оригиналка: Откуда тату? Я же запретила!
Хейтер: Откуда ты взяла деньги? У бабушки?!
Оригиналка: Бабушка у нас либералка. Меня по заднице ремнем била,
а теперь бюро добрых услуг устроила.
Все: Мое тело, моё дело!
Хейтер: Хотелось ответить, но промолчала.
ТРЕК 22 Фонограмма - Oxxymiron
Все снимают клейкую желто-черную ленту с толстовки и
заклеивают себе рот.
Оригиналка через 10 сек срывает клейкую ленту и садится
на переднюю шину лицом к зрителям
Оригиналка: Я нашла мамин дневник,
ну, тот, куда она в юности записывала свои стра-а-ашные тайны. Прочитала. Когда
она узнала, был страшный скандал! Да у нас в блогах круче пишут! А
она «это личное!» У нас жизнь напоказ – а у нее «личное».
Все поворачивают головы к Оригиналке
Оригиналка: Но я успела сфоткать пару страниц. (читает с телефона) Слушайте про древний 1996 год. «В какой-то момент я обнаружила себя сидящей рядом с какими-то пацанами на крыше заброшенного дома. Мы пили пиво, болтали... в общем, всё было нормально. Немного позже до меня дошло, что вкус у пива совсем не тот. Мне нечего было терять, и я спросила у парней. Эти типЫ начали смеяться и сказали, что если я до сих пор еще жива, то значит не все так плохо. Как выяснилось, пиво было смешано с какой-то химией...Но секс с Оскаром был незабываемый». Трындец! И это моя мама, которая без конца читает мне лекции о ценностях и об опасности случайного секса, которая не разрешает мне одной оставаться у кого-то на ночь. Моя мама не наливает мне ни бокальчика за праздничным столом. Я не понимаю!
Все срывают ленты
Мамина дочка: Вот поэтому они и контролируют нас, чтобы мы избежали
их косяков.
Ботан: Или чтобы выпендриваться перед другими мамашами «у
меня сын медальку получил, а мой в институт поступил»!
Бунтарь: Так и хочется заорать: «А вы мне мозги не забыли
передать через гены?»
Мамина дочка: (кричит) Да
они хотят гордиться нами, разве это плохо? Они хотят, чтобы мы были лучше их!
Хейтер: А я тут папашин школьный дневник нашла. Двойки-тройки
и колы – все приятели мои. Так и хочется сказать маме: «Ты сама за двоечника
вышла, а мне говоришь, чтобы я с Максимом не встречалась». Видите ли, он не
успешен. Треш!
Мамина дочка: Оценки в школе – это не оценка личности в целом.
Бунтарь: Ты где это вычитала, в учебнике правильности?
Мажор: Как будто свою мать слушаю. Достала уже со своими
умностями.
На экране – граффити девушка
ТРЕК 22 Фонограмма – Stomp
Свет - голубой
Парни как манекены в
магазинах
Хейтер: Самое стрёмное
ходить с мамой по магазинам за обновками. Я бы предпочла пойти с подружками, но
кредитка-то у маман. Мне позарез нужны новые джинсы!..
Тихоня: …пара футболок,
юбка и шлепки…
Оригиналка: …новый джемпер
или кофточка с капюшоном…
Хейтер: …помада трех
оттенков, тушь, карандаш, сумка, ремень, мазилка от прыщей…
Мамина дочка: …и лифчик со
вставками, чтобы появился хоть какой-то намек на грудь, и не приходилось туда
пихать туалетную бумагу - типа у меня и вправду есть грудь. Когда я сказала
маме, что беспокоюсь по поводу размера груди и, видимо, мне требуются гормоны, она
расхохоталась мне в лицо и заявила, что у меня отличная фигура, а грудь
вырастет в положенный срок...
Все девушки:
Бла-бла-бла-бла!
Тихоня: А мои предки
вечно критикуют мой внешний вид. Да какое им дело! Мое тело, что хочу то и
надеваю. И вообще, за воротами дома никто и не догадается, что я их дочь. Так
какая разница?
Оригиналка: Или «как ты
можешь слушать эту музыку? Это не музыка, а отбойный молоток и прямо по мозгам!»
На экране – граффити драм
Свет – красный мигающий
ТРЕК 23 Фонограмма – Dram and Bass
Все танцуют
Свет – красный
Красавчик: Если бы молодые подчинялись взрослым, мы до сих пор
били в там -тамы.
Все: Точно!
ТРЕК 24 Фонограмма – там-тамы
Парни бьют по шинам, девушки
двигаются как дикарки
Спортсмен: Или это?
«Заправь кровать!» Какой смысл заправлять кровать утром, если вечером в нее снова
падать?
Мажор: Или сердится,
когда я прошу ее оставить меня в покое и стучаться, перед тем, как войти в мою
комнату!
Все: У меня тоже
есть личная жизнь!
ТРЕК 24 Фонограмма – там-тамы
Свет – желтый, но не яркий
Все садятся на шины спиной к
зрителям и накинув капюшон, кроме тех, кто читает монологи
На экране – граффити девушка
Хейтер: Больше всего на
свете хочу иметь отдельную комнату. Я ведь до сих пор с матерью в
однокомнатной, представляете? Жить с матерью в одной комнате – тот еще отстой.
Отношения отвратительные. Чувствуешь себя взрослым человеком, а с тобой
обращаются, как с ребенком. Ужасно раздражает. А то еще учить начинает. Я Кастанеду
читаю, а она учит. Смешно!
Мамина дочка: А я всю свою жизнь я под гиперопекой, которую могу
описать лишь одним словом – «чрезмерная». Чтобы выйти на полчаса
к подруге, когда на улице уже темно, мне нужно приложить
нечеловеческие усилия. Мама постоянно контролирует моё местоположение. А если
я не беру трубку - мне конец. Я объяснила маме, что весь
мой день загружен школой и дополнительными занятиями, поэтому гулять
я могу только вечером. Мне нужна свобода хотя бы на час!
На мой вопрос, почему я должна вернуться домой не позже девяти
вечера, мама ответила «потому что!».
Мажор: (иронично) Не
все так гладко в королевстве!
Оригиналка: А я не могу оставаться ночевать у подруг.
И еще меня просят показывать личные переписки. И самое отвратительное, за мной
следят по геолокации! От этого я живу с ощущением, что мне
вечно дышат в затылок. Я понимаю, пока я финансово завишу
от родителей, вряд ли могу это изменить. На мой вопрос, когда
всё это закончится, мне отвечают, что примерно лет в двадцать.
Хейтер: Мне
попадает от мамы за все: за опоздание из школы на 15 минут, за немытую посуду,
за оценки ниже «пятёрки» и много ещё за что. Мне отключают интернет в девять
вечера! «Ты должна сосредоточиться на учебе, ты не должна тратить энергию на
общественную работу и пустые увлечения, ты не должна тратить время на праздные
разговоры с подругами, ты должна быть лучше меня, ты должна добиться в жизни
как можно больше». Она требует, требует, требует. Как будто хочет сложить на
меня исполнение всех своих несбывшихся надежд. Так и хочется сказать: «Я-то
здесь при чем? Это твои косяки! Это ты не добилась!» Я устала от давления… Но
знаете, что я сделаю точно? Сразу после окончания школы уеду из её дома и
сделаю все, чтобы обойтись без её помощи, и никогда больше не вернусь! Дожить
бы до этого времени…
Тишина
На экране – граффити парень
Бунтарь: Вы тут про
гиперопеку трындите… (встаёт) Картина
маслом! За дверью в мою квартиру на полу могут валяться пьяные мужики
вперемешку с пустыми бутылками, и отец с «просьбой» найти деньги или
алкоголь. Сначала, пока я ничего не
понимал, доставалось только маме: сотрясения, синяки, переломы… Когда мне было
7, моего роста вполне хватало, чтобы заслонить маму. Ну и начался период
фантазий, когда ты идешь с замазанными синяками в школу, а по пути придумываешь
легенду про то, как и где ты упал. Дело в том, что ты даже не осознаешь, что
что-то не так, кажется, что все так живут. А когда узнаёшь, что у кого-то
иначе, все сыты, довольны, и счастливы, даже злость берет. Каждый день прихожу
из школы, открываю дверь - и не знаю, что там, и буду ли я сегодня спать… И вот
ты такой сидишь на лестнице в подъезде и думаешь: «Ну и что дальше делать?»
Школа для меня – единственное место, где мне тепло, сытно и безопасно. А вы
завели бодягу про гиперопеку…
Красавчик: Сейчас отец
сидит в тюрьме. Но я до сих пор помню самый дикий момент. Я привык к побоям, но
на этот раз было не так больно, как унизительно. Ну, нельзя о своих детей окурки
тушить! И ведь никому не расскажешь. Тот, кто вырос не в такой семье, не
поймет. Школьные психологи? Да кто к ним ходит вообще?.. Они, что, придут к
тебе домой, пригрозят отцу пальчиком и скажут «Ай-яй-яй, нельзя тушить сигареты
о кожу ребенка»?
(встаёт) Знаете, когда я
был абсолютно счастлив? Когда лежал в больнице с переломом: там было безопасно
и сытно. И я не понимал, почему другие дети плачут, ведь у меня был настоящий
всплеск радости. А дома иногда не ем, потому что нет еды, и инета нет, потому
что платить нечем. А в школе требуют, а мать… что мать? Заплатить не может за
инет… пить же ей надо на что-то…
Спортсмен: (нервно
ходит) Только и слышал от него «Где мой пульт? Где мой чертов пульт? Где
моя зажигалка? Кто брал мою зажигалку?» И он достал меня своим любимым шансоном…
Шансон, видите ли, песни его души.
ТРЕК 25 Фонограмма – Михаил Бублик – «Давай-давай»
Свет – красный мигающий
Сумасшедший танец, после которого остается чувство
неловкости
На экране – граффити «качели»
Свет – желтый
Броуновское (хаотическое) движение
Красавчик: Веселая песенка. А я люблю степдаперов. Прикольно. А
че, можно подумать, вы не слушаете?
Оригиналка: А я люблю тик-токи… «Ржу не могу»!
Тихоня: (робко) А я люблю радугу!
Ботан: ...а я все
времена года люблю: зиму, лето, осень, весну...
Мажор: О! Знает
времена года.
Все смеются
Ботан: Ну и ладно…
Мамина дочка: …а я люблю
июнь, июль, август и первое сентября!
Мажор: А третье
сентября не любишь?
ТРЕК 25 Фонограмма – Нэнси и Сидоров «Я календарь переверну»
Все страстно (!) поют:
Я
календарь переверну - и снова третье сентября
На
фото я твоё взгляну - и снова третье сентября
Но
почему, но почему расстаться всё же нам пришлось?
Ведь
было всё у нас всерьёз второго сентября…
Смущаются/смеются
Мажор: Петь люблю!
Мамина дочка: А я полнолуние
люблю!
Хейтер: Ого! Ну, ты
даешь!
Мамина дочка: Это мистика.
Лежишь в постели, а на тебя смотрит другой мир.
Тихоня: Как ни странно,
я люблю дождливую погоду. За окном кап-кап-кап, а ты лежишь под тепленьким
одеялком и… засыпаешь.
Хейтер: Люблю летать!
Не буквально, конечно. А на скейте или самокате. Однажды так полетелаJ
Все: Ух ты!
Хейтер: Да, ладно,
зажило уже.
Ботан: ...добрых людей
люблю…
Оригиналка: ...а
я добрых учителей…
Ботан: ...учителя будто
бы не люди.
Бунтарь: ...Люди.
Добрых мало.
Молчание
Мамина дочка: А я маму свою
люблю...
Мажор: А мою?
Все смеются
Мамина дочка: Все люди любят
своих матерей, даже если им кажется, что они их иногда ненавидят.
Красавчик: А я люблю хорошо
поесть...
Хейтер: Кто ж этого не знает…
Мамина дочка: А я тоже люблю…
Мажор: Тоже любишь
поесть?
Бунтарь: Да ты мозги нам
съела!
Все смеются
На экране – черно-белое
граффити
ТРЕК 26 Фонограмма – звуки семейного скандала
Свет - красный
Все прислушиваются,
поднимают шины и держат их в руках
Оригиналка: Мои сегодня не дали уснуть. Всю ночь ругались. Сначала у себя в спальне, потом на кухне. Мама кричала как сумасшедшая. Может, они думают, что я глухая?
Мажор: Меня тоже достали с разводом. Сказал им сегодня, что меня выгоняют из школы. Они позабыли, что не разговаривают друг с другом неделю и как начали между собой орать. Потом, когда успокоились, отец спросил – за что. Я сказал – за гомосексуализм! А он повернулся и врезал мне в ухо.
Все закрывают свое ухо
Изо всех сил. Наверное, на маму так разозлился. Она опять закричала, а я сказал – дураки, сегодня первое апреля…
Все: Ха-ха-ха!
Вечером в комнату приходил отец. Сидел, молчал. Потом спросил «как дела в школе?»
Мажор: Иногда мне кажется, что единственное, что их интересует в моей жизни, это как дела в школе.
На экране – черно-белое граффити
ТРЕК 27 Фонограмма – Stomp
Свет – красный мигающий
Маршируют, шины держат перед собой, как дзот
Свет –
красный
Красавчик: Чего лежишь?
Заняться нечем? Я тебе найду занятие!
Хейтер: Опять мусор не вынесла!
Тихоня: 100 раз надо повторять?
Хейтер: Как ты с матерью разговариваешь?
Спортсмен:
У всех дети как дети…
Мажор:
Что, всем домашку не задали?
Бунтарь:
Все с крыши прыгнут - ты тоже прыгнешь?
Оригиналка: Ладно, иди погуляй. И чтобы в 9 дома был, иначе будешь
ночевать на улице.
Девушки: Мам, ну почему?
Девушки: Будешь сама мамой, поймешь!
Парни: И выключи,
наконец, свою дебильную музыку!
ТРЕК 28 Фонограмма – Stomp (в конце на паузу – резкий стоп)
Свет – красный мигающий
Все держат шины перед собой
и остервенело маршируют, шины вешают на плечо
Молчание
Свет –
желтый
Мамина дочка: Бабушка говорит, что у детей проблемы с родителями от того, что дети не успевают застать их в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом и заключается драма. А раньше они были нормальные. Так говорит бабушка.
Бунтарь: Бабушки – лучшие мамы на свете.
Хейтер: Жаль, что
кризис среднего возраста родителей совпадает с нашим подростковым.
Оригиналка: Я – подросток, пусть они подстраиваются ко мне, а не
я к их кризису среднего возраста. Им, видите ли, хочется новизны. Завели
ребенка, отдувайтесь!
Мамина дочка: Родители тоже имеют право на счастье.
Хейтер: Тогда не надо рожать детей. Объявляйте себя
чайльд-фри. Или рожайте в сорок, когда ребенок реально нужен, а не потому, что
кто-то мечтает продолжить род. Род? Вы че, князья Болконские?
Мамина дочка: Ну, чего вы завелись по-новой? Неужели нет ничего
хорошего?
Хейтер: Я ее сейчас убью!
Бунтарь: Кстати, о смерти.
На экране – граффити
Все садятся, опираясь руками на шину перед собой
Бунтарь: О смерти. Мысли всякие лезут в голову. О суициде. Я
решил как-то рассказать про эти мысли маме. На что она, хохотнув, сказала:
«Какие у тебя в 15 лет могут быть проблемы? Дальше будет только хуже». И,
знаете, меня это почему-то успокоило.
Мажор: Иногда хочется это сделать, чтобы они поняли, какого
это жить без меня. На самом деле, я хочу жить, я не хочу ТАК жить.
Хейтер: Когда ты уже взрослый, а ничего не решаешь…
Свет – люди-силуэты, Мажор высвечен
Мажор: (опираясь руками на шину) Когда мне
особенно плохо, я думаю о смерти. А кто не думает в 16 лет? Ну вот, я
представляю себе, как я заболею воспалением легких - и как умру… Представил себе, как вся эта
гоп-компания зарывает меня на кладбище, кладет на меня камень с моей фамилией и
все такое. А кругом - одни
мертвецы. Одна надежда, что, когда я
умру, найдется умный человек и вышвырнет мое тело в реку, что ли. Куда угодно -
только не на это треклятое кладбище. Еще будут приходить по воскресеньям, класть
тебе цветы на живот. Вот тоже чушь
собачья! На кой черт мертвецу цветы? Кому они нужны? В хорошую погоду мои
родители часто ходят на кладбище, кладут брату Алли цветы на могилу. Я с ними раза два ходил, а потом перестал.
Во-первых, не очень-то весело видеть его на этом гнусном кладбище. Лежит, а вокруг одни мертвецы и памятники.
Когда солнце светит, это еще ничего, но два раза, - да, два раза подряд! -
когда мы там были, вдруг начинался дождь. Это было нестерпимо. Дождь шел прямо
на чертово надгробье, прямо на траву, которая растет у него на животе. Лило как
из ведра. И все посетители кладбища
вдруг помчались как сумасшедшие к своим машинам. Вот что меня взорвало. Они-то могут сесть в
машины, включить радио и поехать в какой-нибудь хороший ресторан обедать - все
могут, кроме Алли. Невыносимое свинство. Знаю, там, на кладбище, только его
тело, а его душа на небе, и всякая такая чушь, но все равно мне было
невыносимо. Так хотелось, чтобы его там не было. Вот вы его не знали, а если бы
знали, вы бы меня поняли. Когда солнце светит, еще не так плохо, но солнце-то
светит, только когда ему вздумается.
Молчание
Мамина дочка: Каждый второй подросток думает о смерти, но, если бы
все это делали, человечество бы исчезло к чертовой матери.
Все: Ого!
На экране – граффити «война»
Свет – красный
ТРЕК 29 Фонограмма – компьютерные стрелялки
Все ложатся на пол, смотрят в шины, как в амбразуры, и зажигают фонарики
мобильников.
Спортсмен: (высвечивает
лицо светом фонарика) Единственная отдушина – компьютер. Я как в скафандре.
Мажор: Можно подумать, ты был в космосе.
Спортсмен: Ну, ты понял, че докапываешься? Я бы играл весь
день, чесслово! Главное, чтобы никто не приставал, типа, «ты уроки сделал?»
Красавчик: Я в выходной могу играть по 10 часов.
Мажор: Только десять?
Красавчик: У меня реально появились друзья в игре.
Мажор: Че, прям реальные друзья.
Смеются
Красавчик: Ну, виртуальные. В чем разница?
Бунтарь: А у нас нет инета.
Мажор: Ни фига себе!
Молчание
Спортсмен: А я люблю стрелялки. Иногда помогают сбросить гнев. А
гнева до фига!
ТРЕК 29 Фонограмма – компьютерные стрелялки
Все медленно поднимаются и ставят перед собой шины
На экране – девочка с шариком
Свет – люди-силуэты и свет на Ботана
Ботан: Я тут как-то рассказал
бабушке про одноклассника, который признался, что он гей и теперь его все
оскорбляют. Она сказала: «Все дело в том, что мы все в итоге должны умереть.
Это и есть самое главное. Мы умрем. А если это понял, то уже не важно – голубой
твой друг или не голубой. Просто его становится жалко. Независимо от цвета. И
себя жалко. И родителей. Вообще всех. А все остальное – не важно. Утрясётся
само собой. Главное, что пока все живы. Она сказала это, а сама на меня
смотрит, и потом спрашивает – ты понял? Я говорю – понял. Только он мне, как
бы, не друг. А она говорит – это тоже не важно. Вы оба умрете. Я думаю –
спасибо, конечно. Потом она говорит – потрогай свою коленку. Я потрогал.
Все трогают
коленку
Она
говорит – что чувствуешь? Я говорю – коленка. Она говорит – там кость. У тебя
внутри твой скелет. Настоящий скелет, понимаешь? Как в ваших ужастиках. Как на
кладбище. Он твой. Это твой личный скелет. Но когда-нибудь он обнажится. Никто
не может этого изменить.(пауза) Так
вот, надо жалеть друг друга, пока он внутри.
ТРЕК 30 Фонограмма – инструменталка
Все сбрасывают черные
толстовки и выходят за пределы опасной зоны
Свет – желтый
На экране – Прошло 15 лет
ТРЕК 31 Фонограмма – звонки телефонов + звонки ожидания
Ботан: Мам, привет! Как дела?
Оригиналка: Да, мам! Как там папа?
Красавчик: Пап, вам ничего не нужно?
Мамина дочка: Мама, мне нужно сказать тебе…Я люблю тебя.
Хейтер: Я скоро приеду! Соскучилась!
Бунтарь: Деньги? Пришлю, скоро премия.
Спортсмен: Спасибо, у меня все хорошо.
Все: (вразнобой) Я
люблю вас! Люблю тебя, мама! Пап, не болей!
ТРЕК 32 Фонограмма – Баста «Моя игра»
На экране – граффити «Авторемонт
за углом»
Поют:
Моя игра, моя игра
Она мне принадлежит и таким же, как и я.
Моя игра, моя игра
Здесь правила одни, и цель одна.
ПОКЛОН
После поклона актеры говорят
пожелания зрителям с точки зрения своего героя
ТЕКСТ НЕ ВОШЕЛ В СПЕКТАКЛЬ
Бунтарь: Каждый косячит в юности, главное, какие выводы делает.
Мажор: Мы перебесимся, и станем взрослыми. Потерпите!
Оригиналка: Как ни странно, у счастливых подростков нет
воспоминаний.
Красавчик: Нет ничего хуже, чем учитель-пофигист. Если учителя ругают,
значит, не равнодушны к нашей судьбе.
Мамина дочка: А мамы переживают, потому что хотят, чтобы мы были
лучше их.
Тихоня и Ботан: Ищите своих людей.
Спортсмен: Говорите о своих проблемах, не копите их в себе,
чтобы не взорваться.
Хейтер: А когда особенно плохо, кричите. Выпускайте пар!
Все актеры кричат
Комментариев нет:
Отправить комментарий