Дорогие коллеги из Ленинградской
области!
Если вы читаете этот текст, значит, добрались до моего блога:-) На
конференции я просила вас не конспектировать, поскольку люблю смотреть в глаза
слушателей, а не на макушки:-) Боюсь, что презентация, которую я оставила, не
слишком информативна, поэтому выкладываю конспект своего выступления.
Внеурочная
деятельность как часть основной образовательной программы
Тойла, 16 марта 2015
г.
Добрый день, коллеги!
Меня зовут Татьяна Кундозерова. Работаю в русской
гимназии г.Кохтла-Ярве (адрес сайта гимназии http://kjvg.edu.ee/rus/news/news.htm ). Пройдя по следующей ссылке http://kjvg.edu.ee/rus/news/shortnews.htm , можно почитать ХРОНИКУ происходящего за каждый месяц (хотя найдется ли у вас время читать её, вам бы со своими делами разобраться:-)
Закончила Петрозаводское культ-просветучилище (руководитель самодеятельного театрального коллектива) и
Челябинский институт культуры (режиссер-организатор массовых
праздников).
В гимназии работаю 19 лет. Считаю себя педагогом в сфере
неформального и информального образования.
Согласитесь, что школа – это долгоиграющая пластинка
воспоминаний. И наша с вами работа – часть этих воспоминаний. Не знаю, как вы,
но я до сих пор помню свой первый выход на сцену в третьем классе. Мы с вами те, кто загружает эмоциональную память. Одну из самых стойких, как
известно.
Теперь о деле. Несмотря на то, что все мы работаем по плану, в котором, в основном, традиционные мероприятия, у каждого из нас есть любимые дела.
У меня их три: работа с Ученическим
представительством (школьное самоуправление), Школа шоуменов и Театральные
фестивали.
Об Ученическом представительстве.
Изменился мир, вместе с ним изменились подростки,
меняемся и мы. Компьютеры, смартфоны, социальные сети, как ни странно,
разъединяют людей и съедают много личного времени. Плюс настало время махрового эгоизма. В связи с этим в работе с
Ученическим представительством я стала переводить стрелки на их личный интерес.
Как?
Чтобы ввести вас в курс, сообщу, что у нашего УП есть три
главные задачи. Это представление и защита интересов класса или одноклассников.
Поддержка инициативы и продвижение своих идей и идей одноклассников.
И третья задача - информирование.
Когда мне подростки говорят: «А что мне за это будет?», я перечисляю 8 ПЛЮСОВ ЛИДЕРСТВА. Обычно об этом мы говорим в Школе лидера, которую проводим за городом.
Представьте себя в роли подростков:-)
УП - это общественная нагрузка, то есть неоплачиваемая работа. Согласны?
Скажите, общественная работа – это работа на себя или на
других?
Итак, начинаем считать плюсы.
Первый. Работа в УП - это
развитие и проверка своих лидерских качеств. То есть вы отвечаете на вопрос
«Смогу ли я в будущем быть лидером или управлять людьми?»
Второе. Вы получаете опыт
работы с людьми, то есть опять получаете ответ на очередной вопрос «Интересно
ли мне работать с людьми или, может, ну их! С механизмами и бумажками спокойнее?».
По крайней мере, они молчат.
Третье. Постоянные публичные выступления перед классом
(информирование) дают вам ответ на вопрос «Насколько я привлекателен, интересен
и убедителен?» Кроме того, любое
публичное выступление работает на укрепление уверенности в себе.
Четвертое. Если вы защищаете чьи-то права,
у вас появляется опыт защитника чужих интересов (считайте, адвокатский опыт).
Пятое. Это опыт работы в
команде. Опыт озвучивания идей и умения
эту идею реализовать. Сами знаете, как трудно предложить идею, ведь кругом столько
критиков!
На экране – Если
боишься критики, не говори ничего, не делай ничего и будь ничем. Элбот Хаббард
Подростки достаточно безапелляционные «Дурацкая идея!» Но из дурацких идей рождаются лучшие проекты. Когда-то кто-то предложил ставить машины друг на друга, чтобы экономить место. Так появились многоярусные парковки.
Вот некоторые идеи ребят: «День сладкоежек», Бич
Пати-пляжная вечеринка в начале года, День обнимашек, акция «Светлячок»
(раздача светоотражателей), Оранжевый день, танцевальные флешмобы у городского
фонтана, акция «Город, улыбайся», День домашних тапочек, Театральный фестиваль,
Летний день в феврале, Разноцветный день, День пледов, когда передвключением тепла в гимназии прохладно (теперь в гимназии пледы фирменных расцветок), "Зонтики напрокат". А Школа лидеров "выросла" из вопроса «А
куда бы нам поехать вместе?»
Шестой плюс. Работа в УП – это тренинг
чувства ответственности. Пообещал – сделал! Не подвел команду! Пришел
вовремя.
Седьмое. УП - это первая
ступенька на лестнице карьеры политика. Политик – это профессия? Профессия.
Рузвельт говорил, что у политика должна быть шкура бегемота. Считайте, что УП –
это первые мозоли.
Восьмое. Работая в УП, вы постоянно
входите в зону страха. Преодолевая страх, вы приобретаете опыт.
Вот мы и подошли к ответу, что общественная работа – это работа на свой личностный рост с
положительным эффектом для общества.
Школа шоуменов
Катя - ведущая разноцветного дня
Если у доктора Хауса любимая фраза "Все лгут", то у меня "Все боятся...публичных выступлений". 19 лет назад я пришла в гимназию из
Центра культуры с идеей создать Школу шоуменов – свои ведущие, сценаристы,
звукорежиссеры. И она благополучно работала в течение 6 лет. Пока кто-то из
учителей не сказал: «Почему только 15 человек? Надо предоставить возможность выступать всем
желающим». И я стала работать по схеме «дежурный класс отвечает и проводит то
или иное мероприятие». В одном классе соглашаются вести 4 человека, в другом - 15.
Выглядели они, конечно, менее профессионально, чем шоумены, но мы справлялись в
течение 12 лет.
И в этом году я была вынуждена вернуть Школу шоуменов,
поскольку у «дежурных ведущих" не хватало времени на репетиции: переход на 60%
обучение на эстонском, любимые компьютеры сделали свое черное дело. Зато теперь
у меня 18 ведущих, которым это нравится.
Театральные фестивали
А вот в театральных фестивалях гимназии участвуют все
желающие. В начале это был театр «Дебют», затем старшеклассник, как и та
учительница, предложил: "А нельзя ли всем попробовать выйти на сцену". Вот уже 7
фестивалей.
Самый грандиозный, конечно, был в прошлом году. Он назывался
«Всем классом на сцену». 160 участников.
Но вы знаете, о чем я не могу договориться с учителями?
О формирующем оценивании. В этом году был фестиваль монологов. Гимназист выучил
огромный текст, получил первую премию фестиваля и гран-при уездного и
республиканского конкурсов чтецов, а я не могу упросить учителя поставить ему одну
положительную оценку по литературе. Пока мы работаем в разных упряжках.
Хотя с приходом нового руководства, появились "врезки" в середине учебного дня для проведения 15-, 30- и 60-минутных мероприятий. Я их называю "Учить не уча", то есть в неформальной обстановке в игровой форме они получают новую, выходящую за рамки уроков, информацию.
Как белка в колесе: 1 сентября, День учителя, Посвящение в гимназисты, День нашего дома, День святого Валентина, 8 марта, Последние звонки, День открытых дверей, День фирменного знака, Выпускные вечера.
Люблю делать что-то вне рамок общепринятых
мероприятий. Из последних идей мне нравится «Воспитание в "спящем" режиме» - на
дверях кабинетов афоризмы, слоганы, статусы из социальных сетей в тему предстоящих событий. Или, например, "11 правил Билла Гейтса, которые подростки никогда не узнали бы в стенах школы"... В данный момент висят ксерокопии картин великих художников -"Живопись для чайников».
На экране – фотографии мероприятий
Впервые в этом году состоялась программа «Априори или само собой разумеется». Интеллектуальная попса, которую должен
знать гимназист, покидающий школу.
Проект "Маленькое кино с большим смыслом" - это показ короткометражных фильмов один раз в месяц,
«Русификатор» - радио-тест для всех жителей дома на знание русских обычаев, традиций, культуры, истории.
Выставка инсталляций «Жизнь в сети».
Подвальная экспозиция
«Вход-«приход»-тупик».
«Весенний променад с шарами».
Я из своей школьной жизни не запомнила ни одного урока. Но вот истории Шерлока Холмса, которые рассказывала учительница математики вместо последнего урока перед каникулами, запомнились навсегда. И то, как классная "насильно" делила нас на пары и водила весь класс на бальные
танцы.
"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..." Возможно, наша работа получит оценку лет через двадцать-тридцать:-)
На экране – адрес
блога
И чтобы мой рассказ не выглядел голословным, я даю адрес
моего блога. Здесь сценарии и фотографии мероприятий и инсценировки для
школьного театра. А, впрочем, вы уже здесь!:-)
Спасибо за внимание!
Комментариев нет:
Отправить комментарий