четверг, 18 августа 2016 г.

МЫ ПАМЯТИ НАШЕЙ, КАК ПРЕЖДЕ, ВЕРНЫ...

Сценарий «Мы памяти нашей, как прежде, верны…» или
«лоскутное одеяло» из любимых стихотворений, отрывков из фильмов, впечатлений учителей Ярвеской русской гимназии о Второй мировой войне
9 мая в 10.35 2016 г.
ТРЕК 1 Фонограмма – инструментальная музыка
На экране – «Мы памяти нашей, как прежде, верны»
На экране – №1 «А, может, не было войны?»
ТРЕК 2 Фонограмма – инструментальная музыка песни «А годы летят»
На экране – парад Победы в 1945 году, «коробки»

ТВК: Добрый день, друзья! С праздником! С Днем Победы! На экране вы видите фотографию победного парада в июне 1945 года. В нем участвовало десять тысяч солдат и офицеров советской армии. На участие в параде подбирали красавцев-героев определенного роста. В 1945 году можно было еще выбирать. Дядя моего мужа был очень огорчен, что не прошел по росту. Но я сейчас не об этом.
Прохождение так называемых парадных «коробок» продолжалось всего тридцать минут.
10 тысяч прошли за полчаса.
Но за четыре года войны потери советской армии составили девять миллионов убитых. И если бы (гипотетически) все погибшие встали в парадный строй, то эти «коробки» шли бы через Красную площадь девятнадцать суток…
На экране – парад Победы в 1945 году, «коробки»

А теперь представьте себе этот парад. Парадные «коробки» двадцать на десять метров. Сто двадцать шагов в минуту. В едином строю моряки и летчики, партизаны и связисты, танкисты и разведчики…
Девятнадцать дней и ночей через Красную площадь шел бы этот непрерывный поток павших батальонов, полков, дивизий. Задумайтесь! Девятнадцать суток!..
Наверное, тому, кто представил себе это и пришла идея сформировать «Бессмертный полк».
В прошлом году 9 мая ваши учителя «вживую» увидели «Бессмертный полк» в Петербурге. Непередаваемые впечатления. Давайте посмотрим.
На экране – №2 видео бессмертный полк глазами учителей
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Как вы думаете, почему мы каждый год возвращаемся к теме Второй мировой войны?
Ответы
-Еще потому что эта ошибка истории ближе всего к нам. Согласитесь, это не Куликовская битва и не Столетняя война. Живы еще люди, которые на себе испытали тяготы войны. Кому-то из вас рассказывали бабушки истории ваших прадедов. Кто-то до сих пор хранит фотографии, письма и раритеты.
-Еще почему надо помнить этот день? Потому что это праздник Победы над фашизмом? По поводу этого я бы воздержалась, потому что… посмотрите на эти современные фотографии...
На экране – (переключаются автоматически) 6 фотографий неофашистов
-Надо сделать всё, чтобы эта ошибка не повторилась. Еще надо помнить потому, что кто-то пытается переписать историю, показать ее менее жестокой. «Пригладить», «причесать» историю, как это сделали немецкие кинематографисты в сериале «Наши матери, наши отцы»
На экране – №3 отрывок из немецкого благостного сериала про войну
Прокомментировать этот фрагмент я прошу Аркадия Михайловича…
На экране – Ты людей убивал? Нет. Убивал фашистов.
ТРЕК 2 Фонограмма – инструментальная музыка песни «А годы летят»
Рассказ А.М.Закарлюки о своем отце.
- Не спорю, наверное, даже среди фашистов находились люди… нормальные, боязливые…
На экране – молодой фашист боится
Вот немецкий юноша боится вылезать из окопа. Ничто человеческое ему не чуждо.
На экране – обнаружен один, не поднимающий руку на призыв «Хайль, Гитлер!»
А вот кадр, обнаруживший одного смельчака, не вздергивающего руку на призыв «Хайль, Гитлер!»
На экране – все в едином порыве «Хайль, Гитлер»
Я иногда думаю, как могла культурная нация подчиниться одному психически неуравновешенному лидеру? Впрочем, давайте его самого послушаем.
На экране – №4 видеофрагмент «Гитлер об управлении массами»
Я надеюсь, что вы – не масса, не серая масса, которой легко управлять и вешать «лапшу на уши» по поводу добреньких фашистов.
ТРЕК 3 Фонограмма – еврейская песня «Мамочка»
На экране – мемориал в Белоруссии «Красный берег»
ТВК: Большая история складывается из маленьких личных историй. И взрослые жители нашего дома будут сегодня связующим звеном между далекой историей и вами.
Я передаю микрофон Светлане Васильевне. Она расскажет о самых страшных мемориалах и памятниках Второй мировой.
ТРЕК 4 Фонограмма – инструментальная музыка (фоном)
СВВ: Добрый день! (в начале рассказывает свою историю) Начну с белорусского мемориала. В 2007 году в деревне Красный Берег был создан мемориальный комплекс в память о погибших детях.  В 1943 году на этом месте создали донорский концлагерь, где брали кровь у детей в возрасте от 8 до 14 лет.
На экране – «поток крови»
Эта тёмно-красная полоса на плитах символизирует поток детской крови, которую забирали фашисты, чтобы спаси своих солдат. Всего в лагере было два накопителя. В первом у детей забирали полностью всю кровь, а во втором за полтора месяца дети сдавали кровь от 8 до 19 раз. 
Я – донор и знаю, что забор крови может проводиться не чаще одного раза в три месяца.
На экране – парты
На месте мемориала стоят эти ослепительно-белые инсталляции, которые символизируют школьные парты, за которые уже никто никогда не сядет. 
На экране – карта подобных лагерей
Не укладывается в голове, но подобный лагерь был не единственный. Вот карта расположения подобных лагерей на территории Белоруссии. Раз, два, три, четыре…четырнадцать.
На экране – Холокост в переводе с греческого «сожженный целиком»
На экране – 60 пар обуви в Будапеште
В Будапеште на набережной стоят шестьдесят пар старомодной обуви… из железа: мужской, женской, детской... Именно в этом месте во время войны нацисты проводили массовые казни евреев. Приговоренных связывали по несколько человек, ставили на самый край набережной, но пулю пускали только в одного, чтобы сэкономить боеприпасы. Нарушалось равновесие группы и все падали в воду… А разуваться приговоренных заставляли из той же экономии: её потом продавали на рынке.
На экране – Гетто – принудительное поселение людей в одной из частей города
На экране – стулья в Кракове
А на площади гетто в польском Кракове была открыта инсталляция из 70 железных стульев. Почему стулья? Потому что в период депортации евреев из гетто в концлагеря выносили на улицу всю мебель из жилищ, чтобы никто не спрятал в доме младенцев.
На экране – Лидице
Чешский шахтерский поселок Лидице был уничтожен полностью. У скульптурной группы детей всегда горят свечи. Сюда приносят игрушки и цветы в память о невинных детях, убитых нацистами. 82 ребенка выстроились в ожидании страшной участи. 40 мальчиков и 42 девочки.
Маленьким жертвам большой человеческой жестокости посвящены эти и множество других памятников.
ТРЕК 4 Фонограмма – инструментальная музыка (громче)
На экране – (переключаются автоматически) 4 фотографии памятника в Лидице
На экране – рука с номером
ТВК: Известно, что в концлагере людей клеймили, как скот. А у героини моего рассказа оказалось два номера-татуировки – по одному на каждой руке. Потому что она, так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. Так вот, будучи уже бабушкой она ответила на вопрос друзей внука, что за наколки у нее на руках?
Бабушка пошутила:
- Я ужасно забывчивая. Вот и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки!
Юмор спасал выживших узников концлагерей, иначе они с ума от жутких воспоминаний. Я заплакала, когда прочитала эту шутку бабушки. А вот этот демотиватор меня бесит. Каким извращенным должно быть чувство юмора, чтобы додуматься до этого?
На экране – демотиватор –фото руки с номером и подпись «А какой у тебя номер ID «В контакте»? Вконтакте. Начало. Освенцим. 1943»
ТРЕК 5 Фонограмма  Maurice Sklar and Boston Symphony Orchestra
На экране – Труд освобождает. Вход в Освенцим.
ТВК: Недавно на фейсбуке делились фотографиями, которые никто не «лайкал». Да и как это может понравится? Татьяна Иосифовна расскажет, почему даже автор фотографий не обиделся на то, что они никому не нравятся.
ТИА: Я расскажу про концлагерь Освенцим и покажу фотографии, которые сделал молодой человек из Таллинна, побывавший недавно на шокирующей экскурсии. Вот что он пишет в комментариях: «Скажу сразу, что одно дело читать об этом в книгах или смотреть в документальных фильмах. И совсем другое дело видеть эти места собственными глазами, проходить среди бараков, прикасаясь своими руками к предметам, которые стали свидетелями происходившего там ужаса. То, что было в Освенциме с 1941 по 1945 годы не поддается никакому здравому смыслу. Внутри все холодеет».
Далее пояснение автора фотографий Владимира Гомана. «На главных воротах в концлагерь издевательский лозунг «Труд освобождает». Практически никто из вошедших в эти ворота не вышел из лагеря смерти».
На экране – колючая проволока
«Колючая проволока под напряжением. Некоторые заключенные от голода и безысходности бросались на проволоку и погибали не в силах перенести нечеловеческие мучения. Но известно 300 случаев побега. Правда в том, что фашисты уничтожали весь барак, где проживал совершивший побег».
На экране –очки
Тысячи очков…
На экране – обувь
И тысячи пар обуви…
На экране – чемоданы
«Фашисты заставляли заключенных подписывать свои чемоданы. Мол, чемоданы приедут на грузовом автомобиле за вами. На самом деле вещи заключенных отправлялись в специальное место, где их сортировали. Понятно, что в ссылку люди брали самое ценное. В день фашисты могли наворовать до 40 кг золота и драгоценностей».
На экране – газовая камера
«Газовая камера – самое страшное место. Сотни тысяч человеческих жизней оборвалось в этом месте. Те, кто оказывался в зоне люка, куда засыпались гранулы с газом, погибали сразу. Другие находились в жуткой агонии длительное время, пока не наступала смерть».
На экране – люк в потолке
«Через этот люк в потолке засыпались гранулы газа»… я больше не могу об этом говорить…
На экране – №5 отрывок из документального фильма «Освенцим» - освобождение.
ТВК: Вы посмотрели отрывок из документального фильма. Вы обижались, что в этом году вас лишили Хеллоуина. Только что вы стали свидетелями ада на земле.
Слово Татьяне Борисовне.
ТРЕК 6  Фонограмма – мелодия песни «Темная ночь»
На экране – письма с фронта
Татьяна рассказывает историю деда и бабушки и читает стихотворение «Жди меня».
На экране – фотографии парня, прошедшего войну
ТВК: На экране вы увидите творческий проект американского фотографа. В течение года она фотографировала парней до войны, во время войны и после войны. Вы увидите, как за 12 месяцев меняется взгляд человека, побывавшего на войне. И не важно, что это лица американских парней, воевавших в Афганистане. Каждая мама молится за своего сына.
ТРЕК 7 Фонограмма – минус песни Л.Гурченко «Молитва»
Песня и рассказ Елены Александровны
На экране – (переключаются автоматически во время песни) фотографии парней, прошедших войну, фотографии Второй мировой
ТВК: Мое поколение хорошо помнит историю Второй мировой войны, потому что в советских школах часто проводились встречи с участниками войны, узниками концлагерей, блокадниками. Благодаря такой встрече я узнала, что моя школа на Кява была построена на месте бывшего концлагеря.
На экране – 11 школа на Кява
Сейчас бы сказали не по фен-шую построили. Гиблое место. Школа и проработала-то лет 20. Зданию нашей школы – 70 лет.
В общем, когда я училась в 3 классе рядом со школой, метрах 30, провалился шурф около 5 метров в диаметре и столько же в глубину. Все говорили, что туда сбрасывали трупы военнопленных. Как вы думаете, что сделали школьники? Мы побежали к яме.
Только когда я повзрослела, поняла ужас учителей. Представьте, сотня школьников бежит к тому, что может в любой момент обвалиться еще раз.
Директор школы Тамара Алексеевна Белоусова была участницей войны. Уроки истории о Второй были захватывающими. Живая история преподавала нам историю. А еще в нашей школе был киноаппарат, и мы всей школой часто смотрели фильмы о войне. Мне запомнился один фильм. «Крепкий орешек» - редкий комедийный фильм о войне. Тогда ведь не было принято смеяться над темой войны. Автор сценария, Эфраим Севела, был «сыном полка», дошел до Берлина. Юмор, действительно, спасал людей, прошедших войну от новомодной депрессии. Давайте посмотрим отрывочек из этого фильма.
На экране – № 6 отрывок из фильма «Крепкий орешек»
ТВК: А теперь о том, что не смешно. Немного современной истории. Посмотрите на использование Георгиевской ленточки.
На экране – (переключаются автоматоически) 6 фотографий неправильного использования георгиевской ленточки
Что скажете? Но закончить мероприятие я хочу на праздничной ноте. Сегодня 9 мая – День Победы! Вы слыхали как поют немцы песню «Катюша»? Давайте посмотрим…и подпоем, ведь лучше петь на одной стороне, чем воевать на разных.
На экране – № 7 молодые немцы поют «Катюшу»
С вами были…
ТРЕК 8 Фонограмма – Булат Окуджава «Возьмемся за руки, друзья!»

Сценарий Татьяны Кундозеровой, 2016 г.



Мне дали шесть книг, чтобы я вручила вам. За что? За ответы на простые вопросы о Второй мировой войне.
1.    Что сделал Николай Гастелло? (бросился на дзот или направил подбитый самолет на поезд с боеприпасами фашистов)
2.    Какой подвиг совершил Александр Матросов? ((бросился на дзот вражеского пулемета)
3.    Назовите имя девочки-еврейки, которая с семьей прожила 2 года на чердаке в Германии? (Анна Франк)
4.    Конечно, если бы Сталин был жив, меня бы сослали в лагеря. И все-таки, назовите имя маршала, который выиграл войну. (Георгий Жуков)
5.    Когда началась и закончилась Вторая мировая война? (сентябрь 1939 -сентябрь 1945 года)
6.    Почему фашизм называют «коричневая чума»? («Коричневорубашечники» - неофициальное название военизированных формирований Национал-социалистической немецкой рабочей партии , от цвета рубашек штурмовиков)



Комментариев нет:

Отправить комментарий