вторник, 7 июля 2009 г.

РУСИФИКАТОР ИЛИ ТЕСТ НА РУССКОСТЬ

Новый проект «РУСИФИКАТОР»
или «Проверь себя на русскость»
10 января 2008 г.
Участники игры рассаживаются за столиками в соответствии с полученными номерками столов.
Оформление: на столах таблички «№1 Столик Ивана Тургенева» и т.д.
На экране – фотографии начала 20 века (русские церкви)
Фонограмма - русская народная музыка
Добрый день, уважаемые гимназисты, прогимназисты, учителя и работники нашего дома!
Как вы знаете, 2007 год был объявлен в мире Годом русского языка.
На экране - «Русский язык – первый язык общения в космосе»
Девизом года стала фраза: «Русский язык – первый язык общения в космосе»
Вы скажете, что сейчас 2008 год и Год русского языка прошел, и будете не правы, потому что Ярвеская русская гимназия объявляет 2008 год (да и не только 2008 год) годом русского языка, но и русских традиций и русской культуры.
Какой же ты русский, если, как средний американец, знаешь про Россию только это? Водка, медведь, матрешка.
На экране – водка, медведь, матрешка
У меня вопрос. А кого бы ты отнес к русским людям?
Думаю, это тот, для которого русский язык родной или который думает по-русски.
А как вы думаете, кто такой русский?
Опрос
В Америке говорят «он американец китайского происхождения», он американец индийского происхождения». Когда в Эстонии о нас скажут «он эстонец русского происхождения» - это будет победа интеграции.
Сегодня мы начинаем первый творческий проект из цикла «РУСИФИКАТОР»
Или «Проверь себя на русскость».
На экране – информация:
Русский язык – родной для 170 млн. человек.
350 млн. человек понимают русский язык.
180 млн. человек изучают русский язык.
Русский язык – четвертый язык общения в мире.
Фонограмма – русская музыка
В игре принимают участие 70 человек – по 7 представителей от каждого класса. Всего у нас 7 команд по 10 человек. Команды смешанные. В каждой команде представители с 7-го по 12-й классы.
Кроме того у каждой команды есть наблюдатель, который знает ответы на все вопросы.
Названия столиков творческие группы получили не случайно. Внимание! Первое задание! Сложите правильно текст из разрозненных строчек, которые лежат у вас на столах, и прочтите их.
За каждый правильный ответ вы получаете чупа-чупс. А чупа-чупс – ни что иное как русский петушок на палочке, прошедший тяжелый путь деградации до колобка.
Ребята выполняют задание
Фонограмма – инструментальная музыка
№1 Столик Ивана Тургенева
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык. - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома? - Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому
народу".
№2 Столик Константина Бальмонта
Прикасаясь к русскому языку, как будто смотришь в глубокий родник, который журчит, и его слышишь, а откуда он течет, не знаешь. Я хочу сказать лишь немногое и не как ученый исследователь. Я не анатом русского языка, я только любовник русской речи...
№3 Столик Александра Пушкина
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над Златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
№4 Столик Федора Ивановича Тютчева
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
№5 Столик Сергея Есенина
Гой, ты Русь, моя родная.
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
№6 Столик Михаила Лермонтова
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
№7 Столик Алексея Толстого
Коль любить, так без рассудку.
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Фонограмма – инструментальная музыка
На экране – магическая цифра семь
Спасибо! Мы ведь не зря сделали сборные команды. Если младшие еще не знают ответа на вопрос, им подскажут старшие. И наоборот. Если старшие в силу возраста уже забыли....
Итак, магическая цифра СЕМЬ. Помните, у нас 7 команд, по семь представителей от классов, игру мы проводим на седьмом уроке...
Татьяна Керстен пишет:
Магическая цифра семь,
Не объяснимая никем.
Семь нот, семь радуги цветов,
Семь дней недели, семь потов.
Всего на свете семь чудес
И не одно, а семь небес.
Во лбу семь пядей, говорят,
И за семью замками клад.
Примеров сколько ни возьми
Всё в жизни сводится к семи.
В народной мудрости цифре семь отводится роль божественного числа.
В связи с этим, простое задание: вспомните пословицы, поговорки, устойчивые выражения с цифрой семь.
Две минуты на выполнение задания.
Фонограмма – инструментальная музыка
(семь кругов ада; семь раз отмерь, один раз отрежь; у семи нянек дитя без глазу; семь бед - один ответ; один с сошкой, семеро с ложкой; семеро одного не ждут;тайна за семью печатями; быть на седьмом небе от счастья; семь смертных грехов; семь пядей во лбу; за семь верст киселя хлебать; седьмая вода на киселе; семь бед - один ответ; семеро по лавкам; семь пятниц на неделе: нос на семерых рос - одному достался; семи смертям - не бывать, а одной не миновать; для любимого дружка семь вёрст не околица...)
Оказывается, инфразвук с частотой 7 колебаний в секунду может остановить сердце здорового человека.
Давайте послушаем классы. По очереди. Начнем со столика Александра Пушкина. Постарайтесь не повторяться.
Фонограмма – инструментальная музыка
На экране – устойчивые словосочетания
Внимание, следующее задание. Русский язык не только богатый, но и замысловатый. Некоторые иностранцы не понимают, как могут быть, например, слова крылатыми. У них что, крылья?
Внимание, следующее задание. Подберите к предлагаемым словам подходящие глаголы, существительные или прилагательные, которые могли бы запутать иностранцев.
Одним словом, вспомните устойчивые выражения. Не холодный снег, например, а холодный взгляд. Кстати, если вы объясните, что означают выражения, то получите дополнительный чупа-чупс.
Фонограмма – инструментальная музыка
Ребята выполняют задание
Уважаемые наблюдатели, зафиксируйте, пожалуйста, сколько словосочетаний удалось придумать команде.
Водить…(за нос)
(Взять)……за горло
Съесть…(собаку)
Хранить …(молчание)
(Навострить)…уши
Я вижу тебя … (насквозь)
Разуй…(глаза) – жаргон
Фонограмма –русская песня
На экране - Русское прикладное творчество.
Русское прикладное творчество. Сейчас на экране вы увидите 7 изделий русского народного промысла. Попробуйте назвать их.
Запишите их названия на лист «Русское прикладное творчество». Кстати, на листке ниже даны правильные ответы, вам остается расположить их в нужном порядке. Готовы к просмотру?
На экране – гжель, хохлома, самовар, тульский пряник и т.д.(7 кадров)
Наши наблюдатели скажут, какая команда была наиболее точной.
Ответы наблюдателей.
Русские фамилии. В последнее время стало модным менять фамилии с окончанием «ова-ева». Мы не будем с вами исследовать корни новой моды. ..просто послушаем басню Сергея Михалкова.
На экране –Иванов, Петров, Сидоров
Никита читает басню «Смешная фамилия»
Русская пословица гласит «Не имя красит человека, а человек имя».
Фонограмма – русская музыка
На экране - Русские традиции
Следующее задание – наилегчайшее. Потому что многие русские народные традиции сохраняются до сих пор в наших семьях.
Перечислите русские народные традиции. Две минуты на выполнение задания.
Ребята выполняют задание.
Фонограмма – инструментальная музыка
(гадание на святки; Старый Новый год; блины на Масленицу; сжигают чучело зимы на масленицу; яйца в Пасху; выпечка Пасхи; традиционное гостеприимство; хлеб-соль молодым; «горько» на свадьбе; тосты (на посошок); обливание в Ильин день; всей семьей лепят пельмени; крестные родители; на поминках ставят рюмочку, прикрытую хлебом; не дать замерзнуть)
И в заключении, застольные песни. Говорят, что у слова «застольные» - два значения… Первое, это песни, которые поют за столом.
Второе значение. Песни, которые поют, когда выпьют за 100 грамм. На самом деле, это неправда. А пока задание: вспомните одну из застольных песен и спойте её (ну, хотя бы куплет! За смелость – 5 чупа-чупсов.
Ребята готовятся
Если никто не споет
Как всегда, отдуваются за ребят учителя. Кто бы подумал, что остров Сааремаа – это то место, где наши учителя с удовольствием пели застольные песни!
На экране – учителя поют на Сааремаа «Миленький ты мой»
Посчитайте, пожалуйста, чупа-чупсы.
Победители получают – оставшийся банк чупа-чупсов.
На экране – «Cпасибо! Молодцы!»
В следующий раз мы поговорим с вами о русских художниках, русских композиторах, русском костюме, русском театре, русской кухне…
И, конечно же, вернемся к великому, могучему русскому языку.

Сценарий Татьяны Кундозеровой, март 2007 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий